Контроллинг
Контроллинг
совокупность всех форм контрольной деятельности, призванная объективно и качественно проанализировать и оценить деятельность организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
КОНТРОЛЛИНГ
сервисная, можно сказать инфраструтурная, подсистема системы управления. Если руководитель отвечает за результаты деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений, то контролирующая подсистема обеспечивает правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа, принятия решений, отвечает за прозрачность и наглядность представления достигнутых результатов.
К. – самостоятельная дисциплина и в корпусе наук об управлении. Проблемы К. междисциплинарны, принадлежат, с одной стороны, сфере управления, а с другой – сфере конкретных видов предметной деятельности. Элементы К. существовали в английском бизнесе еще в 1700-х г. Развитие К. есть реализация идеологии всеобщей специализации, породившей европейскую буржуазно-промышленную революцию XVIII в. и последующий мировой прогресс. К., в современном смысле, возник в США более полувека назад из потребностей хозяйственно-экономической деятельности промышленных предприятий. Он быстро распространился через Германию на развитые страны Европы. С 1990-х г.г. началось его внедрение и в производственном секторе России. Если представить категорию управления в виде двухфокусной конструкции, включающей фокус управления и фокус подчинения, то сегодня возможности влияния первого фокуса на второй надежно обеспечиваются методическими, институциональными и силовыми средствами. Обратное влияние – номинально. Эту дефицитность, не позволяющую управлению функционировать сбалансировано, восполняет подсистема К. – промежуточный слой между управленческой и предметной деятельностью. Необходимость введения К., как структурно-функционального подразделения системы управления, объясняется параметрами антропологической природы: ограниченной информационно-управленческой «пропускной способностью» отдельного человека (способностью перерабатывать информацию, принимать адекватные решения и отслеживать обратную связь в условиях дефицита времени). Его способности функционировать в двухэтажной структуре управления во многих практических случаях исчерпываются. В таких точках распределенной производственной структуры возникает потребность в сервисной функции К., которая ситуативно удовлетворяется созданием соответствующей службы. К. обеспечивает очевидный рост эффективности принимаемых решений, увеличивая конкурентоспособность внедривших его предприятий. Эффект К. растет с масштабом внедрившего его предприятия. Однако, в крупномасштабных системах К. сегодня не используется, поскольку они являются монополистами своих рынков и не чувствуют потребности в росте эффективности. Таково, кстати, большинство и социальных систем. Д.В. Реут
К. – самостоятельная дисциплина и в корпусе наук об управлении. Проблемы К. междисциплинарны, принадлежат, с одной стороны, сфере управления, а с другой – сфере конкретных видов предметной деятельности. Элементы К. существовали в английском бизнесе еще в 1700-х г. Развитие К. есть реализация идеологии всеобщей специализации, породившей европейскую буржуазно-промышленную революцию XVIII в. и последующий мировой прогресс. К., в современном смысле, возник в США более полувека назад из потребностей хозяйственно-экономической деятельности промышленных предприятий. Он быстро распространился через Германию на развитые страны Европы. С 1990-х г.г. началось его внедрение и в производственном секторе России. Если представить категорию управления в виде двухфокусной конструкции, включающей фокус управления и фокус подчинения, то сегодня возможности влияния первого фокуса на второй надежно обеспечиваются методическими, институциональными и силовыми средствами. Обратное влияние – номинально. Эту дефицитность, не позволяющую управлению функционировать сбалансировано, восполняет подсистема К. – промежуточный слой между управленческой и предметной деятельностью. Необходимость введения К., как структурно-функционального подразделения системы управления, объясняется параметрами антропологической природы: ограниченной информационно-управленческой «пропускной способностью» отдельного человека (способностью перерабатывать информацию, принимать адекватные решения и отслеживать обратную связь в условиях дефицита времени). Его способности функционировать в двухэтажной структуре управления во многих практических случаях исчерпываются. В таких точках распределенной производственной структуры возникает потребность в сервисной функции К., которая ситуативно удовлетворяется созданием соответствующей службы. К. обеспечивает очевидный рост эффективности принимаемых решений, увеличивая конкурентоспособность внедривших его предприятий. Эффект К. растет с масштабом внедрившего его предприятия. Однако, в крупномасштабных системах К. сегодня не используется, поскольку они являются монополистами своих рынков и не чувствуют потребности в росте эффективности. Таково, кстати, большинство и социальных систем. Д.В. Реут
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.