КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА
КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА
понятийный конструкт, весьма удобный для описания и объяснения разного рода процессов, протекающих в социальном пространстве. Суть этого конструкта проистекает из того обстоятельства, что весь процесс человеческого познания реальной действительности, в том числе и социальной, осуществляется путем её осознания в терминах общих понятий и категорий. Содержание этих понятий, их смысл приписывается им на основе своего рода соглашений, конвенций, складывающихся в более или менее локализованных человеческих сообществах на протяжении длительных периодов их функционирования. При этом имеют место весьма значимые различия в интерпретации этих понятий, как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Поэтому формирующееся таким образом знание можно назвать конвенциональным, ибо оно основано на общепринятых договоренностях относительно интерпретации используемых средств общения и передачи знаний. Каждый человек представляет собой личность, сотканную из многообразных представлений, заимствованных им из всего своего жизненного опыта и окрашенных его индивидуальным видением. Эти представления сплетаются в причудливую мозаику и включают в себя как такие фрагменты, которые интернализованы им на психологическом уровне и ощущаются как его собственные характеристики, так и такие фрагменты, которые он готов, по меньшей мере, не отвергать как неприемлемые. Весь комплекс такого рода фрагментов во всем многообразии их переплетений резонно назвать КМ личности. Такая категория может быть с успехом применена к описанию и объяснению чрезвычайно широкого спектра проблем в области человеческих отношений, в том числе и таких, которые описаны, но недостаточно разъяснены в сакральных религиозных текстах. Так, например, загадочный термин «ближний» из ветхозаветной заповеди любить ближнего как самого себя можно интерпретировать как относящийся к такому случаю, когда КМ рассматриваемых личностей в значительной степени совпадают или, по меньшей мере, не противостоят друг другу антагонистически. В таком случае «любить ближнего» может означать готовность пренебрегать частичным несовпадением КМ, акцентируя внимание на тех их фрагментах, которые являются совпадающими. Сформулированный в Нагорной проповеди шокирующий и многим не понятный завет любить врага своего может означать всего лишь вполне объяснимый призыв не питать враждебности к человеку на том основании, что его КМ не совпадает или даже противоречит твоей. Если мы согласимся с тем, что «любовь» и «враждебность» входят в состав парного понятия, а выражением минимальной степени любви является зона простой толерантности, то «любить врага своего» означает «не творить себе врага» из человека, КМ которого ты на данном отрезке своей жизни не приемлешь. Ведь КМ могут быть подвижными, и никто не застрахован от весьма значительных, неожиданных и скоротечных их изменений. Разного рода человеческие сообщества включают в себя людей с различными КМ и разными узорами их конфигураций, в результате чего в них складываются доминантные КМ, характерные для той или иной общности. В этой связи в социологии управления исследуется такое явление как социально-управленческая компетентность, где наряду с производственной, экономической, информационно-технологической, правовой. и психологической компетентностями изучаются и коммуникативные, важным инструментом которой выступают КМ. Ю.Е. Дуберман И
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.