(conversation analysis, канверсацыйны аналiз) — стратегия интерпретации текстов НМ, понимаемых как визуальная или аудиальная фиксация процесса непосредственного общения участников межличностной коммуникации. КА ориентирован на выявление и сравнение речевых стратегий и тактик, используемых участниками публичных обсуждений какойлибо дискуссионной темы в ток-шоу, чатах, форумах, блогах и т. п. Общение, или беседа, рассматривается как межличностное взаимодействие, состоящее из серии коммуникативных актов (интеракций), специфика которых непосредственно связана с социальными позициями собеседников и принимаемыми (или игнорируемыми) ими общими нормами и правилами, а также установками на понимание друг друга. Будучи тесно связан с теорией речевых актов, предложенной Дж. Остином (J. Austin) и Дж. Серлем (J. Searle), КА также имеет непосредственное отношение к этнометодологии Г. Гарфинкеля (H. Garfinkel), поскольку рассматривает социальный порядок не как внешнее условие, ограничивающее коммуникацию, а как ее результат, формирующийся в условиях целенаправленного или спонтанного взаимодействия акторов. Основоположниками метода считаются Х. Сэкс (H. Sacks) и Е. Щеглофф (E. Schegloff), которые с 1960-х гг. в своих наблюдениях и анализе старались раскрыть неявные или артикулируемые условия осуществления беседы в естественных ситуациях общения. Именно им удалось сформулировать основные положения КА, которые заключаются в следующем: 1) это синхронический подход, фиксирующий процессы, разворачивающиеся в реальном времени; 2) анализ должен опираться на эмпирические данные, а не теоретические положения; 3) беседа хотя бы минимально структурирована и упорядочена для ее поддержания участниками на основе принятия определенных условий (норм) взаимодействия; 4) данные нормы и правила могут быть реконструированы не только участниками общения, но и наблюдателями-исследователями; 5) для интерпретации процесса общения необходимо воссоздание его контекста, вне которого понимание становится невозможным. Также крайне важно, что коммуниканты должны быть постоянно ориентированы друг на друга, учитывать реакцию собеседника в готовности изменить тактику общения. При этом считается, что в основе их речевого поведения лежат главным образом не индивидуальные мотивы и потребности, но «модели участия» (patterns of participation) — инвариантное и интерсубъективное понимание социальных процессов и межличностных взаимоотношений, обусловливающих возможность использования языка в устной или письменной коммуникации (при выборе материала предпочтение, как правило, отдается устной). В центре внимания исследователей — способы комбинирования слов и словосочетаний как высказываний, направленных на построение осознанных коммуникативных взаимодействий. Выделяются такие элементы и составляющие коммуникации, как средства начала и завершения беседы, возможности ее поддержания и развития темы, осуществление переходов от одной темы к другой, распределение коммуникативных ролей и варианты их смены, коммуникативные ходы и последовательность действий, исправление ошибок в общении и т. д. При этом значимым для исследователей становится все, что происходит в процессе взаимодействия, включая паузы, заминки, вздохи, растягивание звуков — в той мере, в какой они оказывают влияние на поведение собеседников. Ведь, например, общение по телефону или в технологическом формате Skype может быть построено таким образом, что на первый план в коммуникации будут выдвинуты именно экстралингвистические параметры взаимодействия. Поэтому анализ беседы должен осуществляться очень подробно и тщательно, а любые детали следует учитывать как элементы, позволяющие выстроить процесс связного и эффективного взаимопонимания.
Литература Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Едиториал УРСС, 2002. Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. Jacobs S., Jackson P. Strategy and structure in conversational influence attempts // Communication Monographs. 1993. V. 50. December. Р. 285– 304. Wooffitt R. Conversation analysis and discourse analysis: a comparative and critical introduction. London: Sage Publ., 2005. Sacks H., Schegloff E. Opening Up Closings // Semiotica. 1973. № 8. P. 289–327. А. Сарна
Конверсационный анализ
Конверсационный анализ
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016