КОНВЕРСИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
КОНВЕРСИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
перемена идентичности религиозной через отказ верующего от исходной принадлежности к наиболее распространенной автохтонной религии и обращение в религию инокультурного происхождения. Единое научное объяснение К. р. пока не сложилось - исследователями предлагаются ее трактовки в диапазоне от принудительного вовлечения («промывка мозгов», «насильственная индоктринация», «обработка с помощью психотехник») до добровольного участия («кризис традиционной модели веры», «осознанное самостоятельное религиозное самоопределение индивида»). Иногда понятие К. р. относят к переходу из одной конфессии в другую внутри общей религии, что в действительности может быть связано с феноменом прозелитизма . Такие мировые религии, как христианство и ислам, не только признают, но нередко и активно поддерживают возможность их принятия в регионах с традиционным преобладанием других культур (в то же время отвергая К. р. но отношению к своим последователям). Буддизм и традиционные духовные системы Дальнего Востока (даосизм, конфуцианство, синтоизм) ограниченно допускают К. р., воспринимая ее в основном в форме синкретизма религиозного. Преобладающее число верующих, придерживающихся этноцентричных религиозных традиций - иудаисты, большинство индуистов, друзы, зороастрийцы, йезиды и пр., не приемлют К. р. либо, как минимум, не одобряют это явление. Социологический подход к К. р. предполагает: 1) характеристику социальной ситуации (на макро- и микроуровнях), в которой обнаруживается это явление; 2) определение социальных факторов, влияющих на возникновение К. р. и степень ее успешности; 3) исследование процесса К. р. на разных его стадиях (предварительный период духовного поиска, знакомство с новой религией и ее последователями, включение в деятельность группы религиозной); 4) анализ последствий для верующих их входа в новую религиозную среду (изменений в мировоззрении, личностных свойствах, отношении к окружающим и социальных связях). Нередко при рассмотрении К. р. в социологии религии используется термин «обращение», воспринятый из религиозной лексики. Им описывается совокупность мотивов, действий и настроений (ментальных и психоэмоциональных), присущих человеку при выборе и принятии какой-либо религии. Распространенность также имеет и термин «рекрутирование», применяемый к процессу пополнения рядов конверсионной религиозной группы. Основными подтверждениями состоявшейся К. р. обычно считаются собственное свидетельство индивида о самоидентификации с новой религией и признание его принадлежности к этой религии другими членами организации религиозной. В то же время формальное удостоверение новой религиозной идентичности далеко не всегда или полностью означает существенное переустройство в мировоззрении и поведении верующего. Субъективное восприятие нового учения индивидом и его личные цели участия в деятельности религиозной организации могут не во всем соответствовать, а то и расходиться с действительным укладом вероисповедания и действий религиозных этой организации. Выяснение реальных изменений, произошедших с новообращенным, требует обнаружения дополнительных признаков К. р. Ими могут быть, например, реинтерпретация верующим своей биографии в свете новой религии, усвоение и свободное оперирование «каноническим языком» этой религии, отказ от признания допустимыми альтернативных объяснений и способов поведения в отношении к избранной религии. Комплексный анализ основных и дополнительных признаков К. р. дает возможность ее более точного понимания как на уровне общего процесса, так и относительно конкретных ситуаций с так называемыми конверттпами.
Источник: Социология религии. Словарь.