этнические общности, формирование которых происходило исторически на данной территории. Люди, населяющие данную территория, называются аборигенами. Правовой статус К.н. регулируется Конвенцией Международной организации труда. В соответствии со ст. 1 Конвенции МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989), к ним относятся народы в независимых странах, которые являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации либо в период установления существующих государственных грании, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Для отнесения к этой группе населения необходимо наличие и субъективного фактора — указание самих народов на их принадлежность к числу коренных (п. 2 ст. 1 указанной Конвенции). в ст. 69 Конституции Российской Федерации гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Впервые в РФ на конституционном уровне закреплена охрана коллективных прав специфических этнических групп. Само понятие «коренные малочисленные народы возникло в результате объединения терминов, традиционно применяемых в международно-правовых актах и в законодательстве Российской Федерации. В международно-правовых документах используется понятие «коренные народы». Согласно Конвенции, К. и. должны на равных основаниях пользоваться правами и возможностями, которые предоставляются остальному населению страны. В случае необходимости государство использует специальные средства охраны представителей этих народов, их институтов, собственности, труда, культуры и окружающей среды. Правительства независимых государств принимают меры, отвечающие традициям и культуре соответствующих народов, для ознакомления с их правами и обязанностями, особенно в вопросах труда, экономических возможностей, образования, здравоохранения и социального обслуживания. При подготовке законопроектов и административных мер, затрагивающих интересы К. н., должны проводиться консультации с их представителями. Если общегосударственный закон применяется в отношении упомянутых народов, то необходимо принимать в расчет их обычаи и обычное право.
К. н. имеют право на выбор собственных приоритетов развития. За ними признаются собственность и владение в отношении тех земель, которые они традиционно занимают, а также право на участие в управлении и использовании природных ресурсов, относящихся к этим землям. Кустарные промыслы, сельские и общинные производства, а также традиционные виды деятельности этих народов (охота, рыболовство, звероводство и собирательство) признаются важными факторами сохранения их культуры, экономической самостоятельности и развития.
Одна из задач государства — обеспечение возможностей для сохранения языков К. н. и овладения этими народами общенациональным (государственным) языком В связи с тем, что Российская Федерация еще не ратифицировала Конвенцию МОТ, в настоящее время в законодательстве закрепляются лишь отдельные элементы статуса коренных малочисленных народов, такие, как особый режим землепользования в местах проживания и хозяйственной деятельности этих народов, а также специальный режим ведения лесного хозяйства, лесоэксплуатации и лесопользования на территории проживания этих народов. Кроме того, упомянутым группам населения предоставляются льготы в финансовой сфере и в области приватизации. К ним следует отнести освобождение от платы за землю предприятий и граждан, которые занимаются традиционными промыслами, направление части платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, на нужды социально-экономического развития этих народов при пользовании недрами в районах их проживания, исключение из совокупного дохода членов кочевых родовых общин малочисленных народов Севера при налогообложении всех доходов, за исключением заработной платы, преимущественное право на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел.
Российская Федерация гарантирует покровительство в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей. Согласно ст. 72 Конституции РФ защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. Поэтому данный вопрос регулируется и на региональном уровне. В СССР и ныне в Российской Федерации понятию «К. н.» придавался и придается особый смысл. К. н. считаются народы, реализовавшие право на самоопределение в той или иной форме национальной государственности и давшие свое название этим государственным образованиям. Остальное население республик относилось к «некоренному». В последние годы корректность употребления термина «К. н.» в указанном смысле подвергается сомнению. Деление населения республик на «коренное» и «некоренное- вольно или невольно несет в себе оттенок сортности, противопоставляет граждан — «носителей государственности» остальным жителям. Но главное состоит в том, что трудно определить, какой этнос на данной территории является коренным, а какой некоренным. Как долго должен народ проживать на какой-либо территории, чтобы стать «коренным»? Где та хронологическая грань, которая отделяет коренных от некоренных? Гагаузы в Бурджанской степи с XVI в. — коренной этнос? Калмыки живут в Поволжье с XVII в.: кто они здесь — пришельцы или местные? Каракалпаки поселились на нынешней территории в самом начале XIX в. — являются ли они коренными? Ответ однозначен, перечисленные народы являются К. н. на своей территории. В связи с этим правомерно ли относить русских, живущих в Сибири, к некоренным, если они поселились там за десятилетия до появления, скажем, калмыков в Поволжье? Эти примеры показывают, что русские и представители других народов, живущие многие столетия на территориях ныне существующих национальных республик, также являются коренными жителями этих республик. Поэтому деление жителей республик в составе РФ на «коренных» и «некоренных» исторически и научно необоснованно, в правовом отношении — неконституционно. Такое деление оборачивается дискриминацией «некоренных» граждан, двойным стандартом в подходе к правам человека, «коренизацией» органов власти и управления. Все это в свою очередь может вести лишь к одному — межэтнической напряженности и конфликту.
Признавая права каждого народа, большого и малого, на развитие своей культуры, нельзя согласиться с тем, чтобы представители любого из них уже из-за своего происхождения автоматически получали преимущества перед людьми, принадлежащими к другим этносам. Этой позиции вовсе не противоречит общая озабоченность судьбой малочисленных народов Севера или та помощь, которую пытаются оказывать американцы аборигенам Аляски, прогрессивные «белые» австралийцы — коренным народам пятого континента. См.: Аборигены, Автохтоны, Малочисленные народы.
14.21 мб
Маски коренных народов Тихоокеанской России
В статье на основе анимистической теории рассматриваются эволюция и значение масок в культуре удэгейцев, нанайцев, уйльта, орочей, эвенков, эвенов, нивхов, коряков, чукчей, эскимосов, алеутов, айнов.