совокупность мероприятий, направленная на изменение (исправление) социальных субъектов.
Коррекция социальная
Коррекция социальная
Источник: Краткий словарь по социологии
КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам (В.И. Курбатов); профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к лучшему его психологического состояния, мотивационно-поведенческой модели и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании (П.Я. Циткилов).
Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях: восстановление, компенсирование, стимулирование, исправление.
Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.
Компенсирование заключается в усилении тех качеств социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений.
Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме.
Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
К основным методам К.с. можно отнести: информационно-коррекционную беседу; психологические тренинги коррекционной направленности; аутотренинги; психодраму; метод психологического дебрифинга; психолого-медико-педагогический консилиум; компенсационный метод; метод коррекционного погружения в атмосферу семьи (коллектива) и др.
К основным направлениям социально-коррекционной работы можно отнести: коррекцию инвалидов, лиц с существенными патологиями в развитии; социальную коррекцию детей с проблемами в обучении и ограниченными возможностями здоровья; коррекционную деятельность в неблагополучных семьях; коррекционную работу с безработными; коррекционную работу с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы и др.
Степень действенности коррекции во многом определяется подготовленностью специалистов, использующих ее в социальной работе.
Коррекционная работа в социальной работе часто тесно связана с оказанием психологической помощи клиенту, и здесь уже можно говорить о психокоррекции. Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
А.А. Осипов выделяет следующие специфические черты психокоррекционного процесса: психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность: людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, а также на людей, чувствующих себя хорошо, но желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности; коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; в психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов, коррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь; в коррекции акцентируется ценностный вклад специалиста, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту; коррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение коррекционных методов, связанных с личностно ориентированной психокоррекцией, включающей в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное во всем и опираться на него. Коррекционная ситуация, согласно А.А. Осипову, включает в себя пять основных элементов: 1) человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы — клиент; 2) человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — психолог, социальный работник; 3) теория, которая используется для объяснения проблем клиента и включает в себя психодинамику, принципы научения и другие психические факторы; 4) набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента; 5) специальные социальные отношения между клиентом и специалистом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Е.Н. Приступа
Лит.: Антипова А.А. Социальная коррекция как технология оказания психологической помощи в социальной работе // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири: научный журнал. 2013. № 4. С. 104–108; Осипов А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. М.: ТЦ “Сфера”, 2000; Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. В.И. Курбатова. 5-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2008; Циткилов П.Я. Технология социальной работы: Учебное пособие. М.: ИТК “Дашков и К°”; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010.
Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях: восстановление, компенсирование, стимулирование, исправление.
Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.
Компенсирование заключается в усилении тех качеств социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений.
Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме.
Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
К основным методам К.с. можно отнести: информационно-коррекционную беседу; психологические тренинги коррекционной направленности; аутотренинги; психодраму; метод психологического дебрифинга; психолого-медико-педагогический консилиум; компенсационный метод; метод коррекционного погружения в атмосферу семьи (коллектива) и др.
К основным направлениям социально-коррекционной работы можно отнести: коррекцию инвалидов, лиц с существенными патологиями в развитии; социальную коррекцию детей с проблемами в обучении и ограниченными возможностями здоровья; коррекционную деятельность в неблагополучных семьях; коррекционную работу с безработными; коррекционную работу с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы и др.
Степень действенности коррекции во многом определяется подготовленностью специалистов, использующих ее в социальной работе.
Коррекционная работа в социальной работе часто тесно связана с оказанием психологической помощи клиенту, и здесь уже можно говорить о психокоррекции. Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
А.А. Осипов выделяет следующие специфические черты психокоррекционного процесса: психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность: людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, а также на людей, чувствующих себя хорошо, но желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности; коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; в психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов, коррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь; в коррекции акцентируется ценностный вклад специалиста, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту; коррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение коррекционных методов, связанных с личностно ориентированной психокоррекцией, включающей в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное во всем и опираться на него. Коррекционная ситуация, согласно А.А. Осипову, включает в себя пять основных элементов: 1) человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы — клиент; 2) человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — психолог, социальный работник; 3) теория, которая используется для объяснения проблем клиента и включает в себя психодинамику, принципы научения и другие психические факторы; 4) набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента; 5) специальные социальные отношения между клиентом и специалистом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Е.Н. Приступа
Лит.: Антипова А.А. Социальная коррекция как технология оказания психологической помощи в социальной работе // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири: научный журнал. 2013. № 4. С. 104–108; Осипов А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. М.: ТЦ “Сфера”, 2000; Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. В.И. Курбатова. 5-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2008; Циткилов П.Я. Технология социальной работы: Учебное пособие. М.: ИТК “Дашков и К°”; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010.