КОСМОПОЛИТИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Космополитизм
идеология, так называемого “мирового гражданства”; как правило, обосновывала расширение сферы господства и влияния доминирующих в мире наций.

Источник: Краткий словарь по социологии

КОСМОПОЛИТИЗМ
от греч. kosmopolites - гражданин мира) - англ. cosmopolitism; нем. Kosmopolitismus. Теория, обосновывающая отказ от национальных традиций и культуры, отрицающая госуд. и нац. суверенитет во имя единства человеческого рода.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

космополитизм
cosmopolitism греч. kosmopolites ‘гражданин мира’. - Идеология мирового гражданства, основным постулатом которой является лозунг «Человек — гражданин мира», что утверждает приоритет принадлежности любого человека ко всему человечеству над всеми другими социальными связями (национальными традициями, ценностями, культурой). См. национализм, шовинизм.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

космополитизм
1) по У. Беку – парадигма, противостоящая абстрактным, исторически глубокозамороженной концепции государства и политики, смысл и воздействие которых воспринимается в конкретных границах. Для К. центральным является тот факт, что социальные реалии, например, государства, политика, имеют плюралистичные границы, что позволяет осуществлять метавласть, направленную на реализацию прав человека в глобальном масштабе; 2) по Г. Делантию – способы мышления, предполагающие, выход за пределы сообщества, в котором рожден индивид. Они имеют не только европейские корни, но имелись в разных культурах (китайское понимание «универсальной любви»). Существуют три главные подхода к пониманию К.: политико-философский, исследующий нормативные принципы, относящиеся к мировому гражданству и глобальному управлению; мультикультурализм, акцентирующий многообразие различий в создании постнационального сообщества; подход, изучающий транснациональные движения, такие, как диаспоры и гибриды, а также новые способы культурного потребления и жизненных стилей; - Литература: Beck, U. Power in the Global Age. Cambridge: Polity Press, 2007; Delanty, G. The Cosmopolitan Imagination. Cambridge: University Press, 2009.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

КОСМОПОЛИТИЗМ
( от греч. -kosmopolitismus) мировоззрение, основанное на идее единства всего человечества, на первостепенной важности глобальных проблем по сравнению с государственными, этническими, национальными, расовыми, религиозными и другими, делящими человечество на отдельные общности или коллективы со своими, нередко противоречивыми интересами: тем самым К. в той или иной степени противостоит патриотизму (см.) и расизму (см.).Идеи К. появились еще в античности, особенно четко у стоиков Римской империи, но реальная основа их появилась лишь к концу XIX в. в связи с формированием мирового капиталистического рынка и необходимостью его регулирования. В советской науке идеям К. были противопоставлены идеи "пролетарского интернационализма" (см. Интернационализм). В 1948 г., очевидно, по указанию И.В.Сталина, была развернута борьба против "безродных космополитов", за укрепление в Советском Союзе чувств патриотизма, национальной гордости за героическое прошлое страны. В числе критикуемых и отчасти репрессированных космополитов оказалось немало еврейских интеллигентов, что дало повод считать всю эту компанию "антисемитской" (см. Антисемитизм): это способствовало распространению идей "сионизма" (см). В последние десятилетия идеи К. приобрели размах главным образом в связи с осознанием глобального развития явлений и процессов, затрагивающих существование всего человечества (термоядерная война, истощение природных ресурсов, уничтожение озонового слоя в атмосфере и т.п.) Космополитическая идея создания мирового государства отчасти воплотилась в деятельности ООН: многие общемировые проблемы пытаются решать различные общественные экологические организации (в том числе партии "зеленых").
Лит.: Морджинская Е.Д. Космополитизм - империалистическая идеология порабощения наций. М., 1958.
Cohen J. The principles of world citezenship, Oxford, 1954.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

КОСМОПОЛИТИЗМ
(от Греч, cosmopotitis — гражданин мира) — идеология мирового гражданства, утверждающая приоритет чувства принадлежности любого человека ко всему человечеству над всеми другими социальными связями. К. отвергает идеи «национальной почвы», национальной культуры, патриотизма, а в сфере политики проповедует отказ от государственного и национального суверенитета, от национальных интересов и традиций. В ее основе лежит идея создания мирового государства или мировой федерации государств, для чего необходимо отказаться от государственного суверенитета, этнической и национальной принадлежности, культуры и традиций.
Космополитические идеи, возникнув в далеком прошлом, получили широкое распространение в эпоху империализма. Выступая против национально-освободительного движения, идеологи империализма говорят об «устарелости» национального суверенитета. Современный К. проповедует полное растворение национальных культур в «динамичном общем потоке индустриального прогресса». Наглядное выражение современный К. находит в идеологии «американизма» транснациональных корпораций, в работах группы французских идеологов, которые называют себя «новыми философами» (Ж.-М. Бенуа, А. Глюксман, Б.-А. Леви и др.).
Нынешние космополитические умонастроения страдают исходной противоречивостью. Например, «новые философы» говорят об универсальном мировоззрении, свободном от узости «регионализма», ратуют за создание глобальной культуры. Однако источником универсализма в их системе рассуждений оказывается вовсе не объективный процесс сближения культур, а насаждение американской культуры во всех регионах мира. Космополитическукэ направленность содержит в себе доктрина «неоглобализма», игнорирующая национальные особенности различных регионов и культур и направленная на искусственное насаждение «новейших» социальных структур и цивилизационных стандартов. К. не тождествен интернационализму, который не отрицает патриотизм, национальные чувства, а соединяет в своей основе общечеловеческие интересы с национальными. Интернационализм рассматривает «глобализацию», планетаризацию общественной жизни как объективный процесс. Но при этом длительная перспектива интернационализации национальных культур предполагает не устранение национальных особенностей и традиций, а глубокое и последовательное усвоение их ценного потенциала. Именно поэтому объективный процесс возрастания роли общечеловеческих факторов развития интернационалистских тенденций находится в противоречии с К., отрицающим национально-государственные и патриотические ценности. См.: Интернационализм, Национал-патриотизм. Патриотизм. Родина.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Космополитизм
(греч. cosmopolites космополит, гражданин мира) — идеология так называемого «мирового гражданства», абсолютизирующая процессы межнациональной интеграции и интернационализации общественной жизни. Возникает вместе с формированием наций как оборотная сторона национализма. Паразитируя на извращении одной из объективных тенденций их развития — усилении мировых связей между нациями и народами, возрастании многонационального состава национальных общностей, — игнорирует полностью или частично тенденцию к росту многообразия национальной жизни, возрастанию ценностной значимости национальных языков, культур, традиций, образа жизни и т. д. Создавая видимость объективного подхода к оценке направленности развития мирового сообщества, к. на самом деле изначально игнорирует национальные интересы стран и народов, преследует выгоды международного капитала и ТНК наиболее развитых капиталистических государств. Направляя капиталы в развивающиеся и зависимые страны, господствующий в экономике развитых стран крупный капитал пытается установить таким образом свое господство над миром. За ширмой концепций «мирового гражданства», отмирания наций и национальной принадлежности, необходимости наднационального управления обществом к. на практике стремился закрепить различные формы зависимости народов от международного капитала. Будучи открыто направлен против национально-освободительной и патриотической идеологии, к. исторически не содержал позитивных социально-политических функций. Особенностью современного к. является непосредственный выход на проблемы становления и развития постиндустриального общества. Именно в этом плане господствующий класс экономически развитых стран, и прежде всего США, рассматривает вопросы установления мирового господства, военного присутствия в тех регионах, народы которых отказываются подчиняться их диктату. Необходимость политики силы и засилье финансового капитала навязываются через концепции установления «нового мирового порядка», «универсального глобализма», «национальных интересов» экономически развитых стран и др. Смысл подобного рода доктрин заключается в том, чтобы навязывать свою волю всем остальным народам мира, поставить их в зависимое положение, диктовать свои условия. Разновидностью идеологии и политики к. в современной России является насаждение западной модели реформирования общества, что, как известно, сопровождается колоссальными издержками в экономике, культуре и социальной сфере. В русле идеологии к. идут также и предложения об упразднении в многонациональной России наций, проведении «деэтнизации государственности и личности», создании «единой российской нации» по западному образцу, не считаясь с тем, что российский народ исторически формировался как многонациональная общность и представляет одну из специфических форм современной цивилизации. Идеология к. опасна, лишая людей чувства Родины, национального достоинства и патриотизма, навязывает народам модели реформирования общества, связанные с подчинением зарубежному финансовому и спекулятивному капиталу. Крупная буржуазия, как класс, изначально использовала к. в своих корыстных политических и экономических интересах, а некоторые социологи в России до сих пор рекомендуют российскому народу «забыть о нации». Др филос. наук М. Н. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

«Методологический национализм» и «Методологический космополитизм»: концептуализация национальных реа

Сошников Андрей Александрович
В статье рассматривается одна из дискуссионных проблем современного философско-гуманитарного знания будущее национальных реалий в глобальном мире.
Читать PDF

2007. 01. 010-013. Космополитизм: социологические аспекты представления о космополитизме в классичес

Муратова К. Д.
Читать PDF

Национальная идентичность и космополитизм в большом городе

Силласте Галина Георгиевна
В статье рассматриваются особенности развития мегаполиса как социокультурной среды, отличающейся своей национальной идентичностью, аккумуляцией миграционных потоков и этническими перемещениями, связанными с расширением рынков труд
Читать PDF

2006. 01. 005. Скрибс З. , Кендалл дж. , Вудвoрд Я. Определяя космополитизм: между гуманистическим и

Фомичев П. Н.
Читать PDF

Глобализация и космополитизм. Критерии, подходы и жизненный опыт

Маккормик Питер
Читать PDF

2009. 01. 013-014. Космополитизм и рефлексивная модернизация: взгляд из Европы и взгляд из Азии. (св

Ефременко Д. В.
Читать PDF

Рами Нашашиби. Гетто-космополитизм. Создавая теории на границах

Павленко Екатерина
Данный текст представляет собой реферативное изложение статьи Рами Нашашиби «Гетто-космополитизм. Создавая теории на границах», вышедшей в сборнике под редакцией Саскии Сассен «Расшифровывая глобальное».
Читать PDF

Маргинализация и космополитизм: взгляды современных теоретиков на социальные последствия интенсифика

Гусев Алексей
В данной работе производится сравнительный анализ взглядов современных социологов на такие значимые вопросы как размывание социальной идентичности, маргинализация, снижение роли национальных государств.
Читать PDF

Открывая космополитизм для общественных наук: исследовательская повестка дня

Бек У., Шнайдер Н.
Обосновывая необходимость реконцептуализации общественных наук, У.Бек и Н.
Читать PDF

Космополитизм как теоретическое понятие и общественная позиция

Александров Леонид Геннадьевич
В статье рассматривается полисемантическое понятие «космополитизм» в его различном прочтении в гуманитарных, общественных, точных и естественных науках.
Читать PDF

Китайский космополитизм и система высшего образования КНР конца 1970-2000-х гг

Сидорова Анна Владиславовна
В статье предпринимается попытка определить космополитизм сквозь призму национализма, мультикультурализма и идеологии потребления.
Читать PDF

Стратегия «Сдерживания» и демократический космополитизм

Шапиро Йэн
Вниманию читателей предлагается перевод главы из книги известного зарубежного политолога, директора Центра изучения международных и региональных проблем Йельского университета Йэна Шапиро «Реальный мир демократической теории», выш

Похожие термины:

  • риск-космополитизм

    по У. Беку – побочный эффект глобального общественного мнения, который выражается в глобальном характере опасностей, создающих негативную среду коммуникации в мире (последствия взрыва ядерного
  • космополитизм банальный

    по У. Беку – многомерный процесс, необратимо изменяющий повседневную жизнь людей в условиях рефлексивного модерна. Сам космополитизм становится товаром: блеск культурного различия хорошо продае
  • космополитизм фальшивый

    по У. Беку – псевдокосмополитизм, основанный на «старомодных целях империалистической глобальной политики»: интервенция в Косово, по существу, выражала «гегемонистскую инструментализацию прав
  • космополитизм классический

    по Г. Делантию – космополитизм от Ренессанса до Просвещения, характерными особенностями которого была критика настоящего в контексте обоснования идей мировой открытости, прав человека, акцентир
  • космополитизм критический

    1) по Г. Делантию «открытый процесс, посредством которого социальный мир становится понятным, видится как выражение новых идей, открытых пространств дискурса, идентификации возможностей для перек
  • космополитизм культурный

    по Г. Делантию – один из трех типов космополитизма (наряду с политическим и моральным космополитизмом), суть которого в утверждении желания взаимодействовать с Другим. - Литература: Delanty, G. The Cosmopolita
  • космополитизм моральный

    по Г. Делантию – один из трех типов космополитизма (наряду с политическим и культурным космополитизмом), суть которого в лояльности индивида к человеческому сообществу, в способности к диалоговой
  • космополитизм политический

    по Г. Делантию – один из трех типов космополитизма (наряду с моральным и культурным космополитизмом), суть которого в концептуализации мирового гражданства (уменьшения значимости территории, где
  • методологический космополитизм

    по У. Беку – методологический подход, утверждающийся в современных социальных науках, выражающийся в отказе от методологического национализма, видения мира через призму наций-государств, которо
  • индикаторы космополитизации

    по У. Беку они следующие: культурные товары, их импорт и экспорт: транснациональные издания, соотношение национальных и зарубежных фильмов, газет, теле- и радиопрограмм; двойное гражданство: правов
  • измерение космополитизации

    по Г. Делантию – можно выделить следующие основания: степень солидарности людей по их отношению к представителям других национальностей и мест их проживания; изменения в правах как результат тре
  • космополитизация

    по У. Беку – многомерный процесс, необратимо изменяющий природу социальных миров и положение государств в этих мирах, включающий развитие сложных лояльностей, увеличение разнообразных транснаци
  • космополитизация для себя

    по У. Беку – концептуальный подход, сознательно нацеленный на открытие дверей новым реалиям космополитических конфликтов и институциональным возможностям их регулирования в будущем. Данный под
  • космополитизация рисков

    по У. Беку –процесс распространения угроз (терроризма, экологических и финансовых рисков) на все человечество в контексте того, что эти риски одновременно охватывают сферы глобального, локальног
  • космополитизация в себе

    по У. Беку – внутренняя космополитизация, осуществляемая изнутри на повседневном уровне. Данный процесс является прежде всего «побочным эффектом неосознанных решений». - Литература: Beck, U. Cosmopolitan V
  • космополитизация вкуса

    по Дж. Урри – под влиянием новых мобильностей формируется востребованность товаров, которые доставляются со всего мира, пересекая границы стран и континентов. - Литература: Urry, John. Mobilities. Cambridge: Polity
  • Поликультурная или космополитическая компетенция

    знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур, и умение к ним приспособиться или пользоваться ими.
  • этика космополитическая

    по У. Беку – этика, основанная на идеологическом самокритицизме, что может выступать в качестве критерия космополитизации. Э.К. ведет к космополитизации эмоций, распространению полигамных форм жи
  • идентичность космополитическая/новая

    по У. Беку – традиционно индивид обретал национальную индентичность, социализируясь в стране, которую он не может выбирать. Однако под влиянием космополитизации формирование идентичности все бо
  • ошибка космополитическая

    по У. Беку – тот принципиальный факт, что человеческий опыт подвержен изменению под влиянием космополитизации, «не должен вводить нас в заблуждение, согласно которому мы все становимся космополи