Ковалевский Максим Максимович
(1851–1916) выдающийся социолог, автор двухтомного труда под названием «Социология», в котором изложил основные идеи своей позитивистско-ориентированной генетической социологии. Он отрицал односторонний детерминизм в объяснении социальных явлений, согласно которому причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний и, таким образом, не существует единого определяющего социального фактора. Изучение генезиса этих взаимодействий и составляет задачу социологии. Предмет социологии - «социальный порядок и прогресс», которые в реальности существуют только в единстве социальных явлений. «Социальный порядок» есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющихся особым законам эволюции и функционирования. Общественной прогресс состоит в постоянном расширении сферы «солидарности» и «замирения». В истории социальная солидарность представляет собой универсальный процесс постепенного сближения социальных групп, классов, народов, государств. Революция при этом рассматривается как случайный патологический процесс эволюционного прогресса, понимаемого как прогресс социальной солидарности.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
(1851-1916) — один из основателей профессиональной рус. социологии. Основные труды К.: «Современные социологи» (1905); «Очерк развития социологических учений» (1906); «Социология» (1910); «Современные французские социологи» (1913); «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии (1914) (3). Под влиянием позитивизма Конта К. усматривал смысл социологии в открытии закономерностей развития об-ва. В этих целях К. использовал сравнительно-исторический метод, строил научное знание на объективном изучении истории социально-экономических, политич. и правовых ин-тов, стремился выдвигать теоретические положения от лица безличных законов эволюции, очищенных от субъективистских пристрастий и идеологических воззрений. Большое влияние на развитие социолог, мысли в России оказали теория факторов К., его учение о солидарности, прогрессе, стадиях экономического роста (1,2).
Лит: 1) Баранове АО ., Ермакович Ю.М. М.М. Ковалевский и институционализация социологии в России // Социологические исследования. 1996. № 8.; 2) Куприц Н.Я. Ковалевский. М., 1978; 3) Сафронов Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог. М., 1960. Г.П. Зинченко
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
(1851-1916) - рус. социолог, представитель эволюционистского направления. Свою задачу К. видел в преодолении односторонности в изучении общественных явлений, в позитивном синтезе, к-рый реализуется социологическим знанием на основе конкретного материала частных дисциплин. В работах «Современные социологи» (1905), «Социология» (гг. 1-2, 1910) К. определяет предметом социологии общество, изучение которого не может быть сведено ни к экономическому, ни к мировоззренческому основанию. Оно должно рассматриваться сквозь призму «теории факторов», объективных причин изменений, устанавливаемых в качестве главных для каждой сферы общественной жизни. Основным методом социологии К. является сравнительно-исторический метод, позволяющий установить происхождение одинаковых стадий развития для различных народов. По К., центральной идеей социологической теории является идея социального прогресса как расширения сфер солидарности, «замирения» в обществе. Закон роста человеческой солидарности представляется наиболее универсальным социальным законом. Т. о., классовая борьба, согласно К., есть отклонение от нормы, а революция - противоестественная форма движения вперед, следствие ошибок власти.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ
(1851-1916), рус. историк, социолог и этнограф, чл. Петерб. АН (1914). Окончил юридич. ф-т Харьковского ун-та (1872).
Занимался проблематикой народонас. гл. обр. в связи с изучением сущности и факторов обществ. прогресса. Однако абсолютизация им факторного подхода ограничивала возможности анализа нас. как элементa общества. Рассматривая прогресс как рост человеческой солидарности через постепенное расширение человеческих групп, К. считал гл. двигателем экон. развития ´демотический фактор´ (увеличение массы и плотности народонас.) и трактовал его как биосоциальное явление. Критиковал ученых, сводивших законы прогресса к законам роста нас. Развитие демографич. и экон. процессов, по К., связано прямой зависимостью. Ф. Энгельс придавал большое значение исследованию К. историч. роли большой семьи, или патриархально-семейной общины, как формы разложения рода (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 61-62, 63, 130, 134, 139-40).
Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства, т. 1-3, М. 1898 - 1903; Развитие народного хозяйства в Западной Европе, СПБ, 1899; Современные социологии, СПБ, 1905; Социология т. 1 - 2, СПБ, 1910, Прогресс, ´Вестник Европы´, 1912, № 2.
А. И. Смирнова.
Источник: Демографический энциклопедический словарь
КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
1851-1916) - русский социолог, правовед. Метод социологии К. - историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп сходных по политич., юридич., историч. и т.п. характеристикам, рассмотрение к-рых позволяет выявить основные этапы развития об-ва в целом. Критерий выделения сходных групп К видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявчение причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, К. установил главную причину изменений для каждой сферы обществ. жизни: в экономике - это биосоц. фактор - рост населения, в политике - экономич. сдвиги, в обществ. жизни - политич. практика. Т.обр., сравнительно-историч. метод позволял сделать вывод о генетич. родстве явлений, наметить общую тенденцию развития. Анализ соц. явлений на основе их происхождения К. называл "генетич. социологией", с помощью к-рой он исследовал образование основных обществ. ин-тов - семьи, собственности, гос-ва. Факторы, определяющие эволюцию этих ин-тов, в основном биосоц. (рост населения) и психологич. порядка. К. отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обращается к анализу гос-ва, к-рое понимал как расширение "замиренной сферы", возникающее в рез-те психологич. склонности людей признавать над собой власть тех, кто якобы наделен магич. силой управлять природой, - выдающихся личностей. Происхождение классов К. никак не связывает с возникновением гос-ва, считая основой соц. дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда. Наиболее ярко существо социологич. концепции К. отразилось в понятии прогресса, вне к-рого нет и не может быть социологии. Взгляды К. на прогресс складывались под влиянием идей о росте "замирения" как главном признаке прогресса в учении его университетского учителя Д.И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и соц. динамики О. Конта (см.). Содержание прогресса К. отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным соц. законом. Солидарность - норма обществ. жизни, а классовая борьба - отклонение от нормы. Хотя К. и признавал революцию как способ движения вперед, но считал ее "противоестественной формой", рез-том ошибок правительства. Соч.: Социология // Сочинения. Т. 1-2. СПб., 1997. Т. 1; Современные социологи // Там же. Т. 2. А.И. Черных.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ
(1851–1916). Крупнейший русский ученый-социолог, историк, экономист, правовед. Благодаря энциклопедизму знаний оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Основатель генетической социологии. Играл активную роль в создании первых международных социологических институтов, в создании системы социологического образования в России.
В двухтомном труде “Социология” (1910) изложил свой подход к социологии как системе научного знания, придерживаясь той же классификации наук, что и О. Конт, а также представил ранее неизвестные факты из истории первобытного общественного строя. Опираясь на знания из нескольких областей (история, социология, экономика, право), изучал историю общины, французскую революцию, западноевропейский феодализм, вопросы социального развития. Будучи сторонником объективной социологии, К. решительно встал в оппозицию к идеям русской субъективной школы. Определение предмета социологии тесно связывал с исследованием коллективного сознания разных социальных групп, их организации и эволюции. Вслед за О. Контом определял социологию как науку, призванную вырабатывать свод социальных законов и раскрывать таким образом смысл человеческого бытия. Контовскую формулу “наука о социальном порядке и социальном прогрессе” он изменил, считая, что социология — это “наука о социальной организации и социальном изменении”, что каждая социальная организация тождественна порядку, а социальная эволюция не всегда совпадает с процессом лечения социальных болезней. “Социальный порядок” есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования; поэтому изучение социальных изменений он рассматривал как одну из главных своих задач. Итогом исследований в этой области явились сформулированные им принципы нового направления — “генетической социологии” (или социальной эмбриологии). Он применил этот прием при изучении возникновения и последующего генезиса собственности, семьи, рода, обычаев, власти, государств разных типов. С успехом генетической социологии были связаны надежды К. на открытие законов, управляющих социальными процессами, а затем и общей формулы социальной эволюции. Адекватным средством решения задач социологии он считал сравнительно-исторический метод. По мнению К., общественный прогресс — это постепенное расширение сферы солидарности, выявление ее сущности и описание ее форм. Все народы участвуют в мировом прогрессе, который приведет их объединению в “мировое солидарное общество”. Здесь действует много факторов, ни один не является определяющим. Задача социологии — преодоление односторонности различных школ, интеграция всего положительного в них на почве “теории социального прогресса”. Разрабатывая положения генетической социологии, К. предложил концепцию методологического плюрализма как итог дискуссии по проблеме одного фактора. Его плюралистическая концепция представляется важным этапом в развитии социологической мысли в России. Она фактически способствовала постановке новой задачи социологии, которая теперь рассматривалась как систематизация социальных фактов, установление их причинных связей и социальных функций.
В истории отечественной и мировой социологии К. занимает особое место, завершая классический этап развития позитивистской социологии. Созданные им теории и обновленный понятийный аппарат ускорили ее переход на новую ступень — неопозитивистскую стадию. Критики К. ставили ему в укор недооценку роли социальных конфликтов, рассмотрение идеальной модели общества. Революцию он рассматривал как результат ошибок правительства.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
1851-1916) - русский социолог, правовед, историк. Закончил юридический факультет Харьковского университета. Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне. По возвращении в Россию получил степени магистра (1877) и доктора (за диссертацию "Общественный строй Англии в конце Средних веков", 1880), преподавал в Московском университете. Один из основателей Московского психологического общества (1884). В 1887 уволен из университета. Уехал за границу, где участвовал во многих международных конгрессах социологов и историков. В 1905 вернулся в Россию, преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом (где возглавил первую в России социологическую кафедру) и Политехническом институтах. Издатель журнала "Вестник Европы" (1909-1916), один из редакторов "Энциклопедического словаря Гранат" (1910-1916). С 1899 - член-корреспондент, с 1914 - действительный член Российской Академии наук. Основатель партии "Демократических реформ", депутат I Государственной Думы, с 1907 - член Государственного совета. По инициативе К. вышли в свет пять томов источников "Родоначальники позитивизма" (1910-1913). Основные сочинения: "Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения" (ч. 1, 1879); "Современный обычай и древний закон" (тт. 1-2, 1886); "Первобытное право" (вып. 1-2, 1886); "Закон и обычай на Кавказе" (тт. 1-2, 1890); "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" (тт. 1-3, 1898-1903); "Развитие народного хозяйства в Западной Европе" (1899); "Происхождение современной демократии" (тт. 1-4, 1895-1899); "Современные социологи" (1905); "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму" (тт. 1-3, 1906); "Социология" (тт. 1-2, 1910) и др.
Взгляды К. складывались под воздействием идей Конта и Спенсера. Определенное влияние на него оказало знакомство с Марксом и его работами: идеи марксизма К. пытался проинтерпретировать через методологические установки классического позитивизма. Свою теоретическую задачу он видел прежде всего в преодолении односторонности как отдельных теорий и концепций, так и односторонности узкодисциплинарных подходов к изучению общественных явлений, в нахождении их плюралистического синтеза. Такой позитивный синтез, считал К., можно осуществить внутри социологического знания, для которого частные дисциплины дают лишь необходимый конкретный материал. Предмет социологии - организация (порядок) и эволюция (прогресс) общества. Общество не может быть редуцировано к какому-либо конечному основанию (экономическому - у Маркса, мировоззренческому - у Конта и т.д.), а должно быть рассмотрено сквозь призму "теории факторов". Факторы (как объективные причины происходящего) равноправны, хотя в ходе социальной эволюции отдельные из них могут занимать на какое-то время доминирующее положение. Кроме того, главную причину изменений можно установить для каждой сферы общественной жизни.
В последние годы творчества К. пытался объяснять явления через анализ их происхождения (генетический метод). В частности, такой анализ был им проделан для институтов семьи, собственности, государства. Основной же метод социологии, по К., - сравнительно-исторический, позволяющий устанавливать для различных народов и государств факт происхождения одинаковых стадий развития (в конечном счете - выявить эволюцию форм общественной жизни всего человечества). Центральная идея социологии К. - идея социального прогресса, который понимался им как расширение сфер солидарности ("замирения") в обществе. Наиболее универсальный социальный закон, по К., - закон "роста человеческой солидарности" (по мере продвижения конкретного социума по эволюционной лестнице). Особая заслуга принадлежит К. в исследовании общины как особой формы социальности и структур и институтов докапиталистических (традиционных) обществ.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия
КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ
(1851-1916) - русский правовед, историк, экономист и социолог. Из дворянской семьи. Окончил юридический факультет Харьковского университета (1872), затем продолжил образование за границей (в Германии, Франции и Англии). Определенное влияние на научные взгляды К. оказали труды Конта и Спенсера, знакомство и переписка с Марксом. По возвращении в Россию с 1877 г. преподавал историко-юридические дисциплины в Московском университете, изучал в научных экспедициях поземельные и сословные отношения народов Северного Кавказа. Уволенный из университета в 1887 г. за пропаганду либеральных идей в курсе сравнительной истории права, К. почти на 18 лет добровольно покинул Россию. Эти годы он жил и преподавал в европейских университетах (Стокгольм, Оксфорд, Брюссель), много путешествовал (в 1882 и 1901 гг. посетил США) и знакомился с зарубежной научной мыслью. К. был признан во французских и международных организациях социологов, участвовал в работе Международных социологических конгрессов. В 1901 г. он стал соучредителем Русской высшей школы общественных наук в Париже. Большое значение К. придавал эмпирической составляющей социальных исследований. Его труды основаны на разнообразном фактическом материале, результатах наблюдений и документальных свидетельствах. Вернувшись в Россию, с 1905 г. К. читал лекции как профессор в университетах и других высших учебных заведениях Петербурга. В 1906 г. он избирается депутатом Первой Государственной Думы, позднее становится членом Государственного Совета (1907-1914). В этом качестве К. неоднократно выступал по вопросам свободы совести и гражданских прав верующих. В 1908 г. организует первую в России кафедру социологии в петербургском частном Психоневрологическом институте (в учебных курсах которой были лекции и по социологии религии), а в 1912 г. - секцию социологии при Историческом обществе в Петербургском университете. В эти годы выходит ряд трудов К., в которых на фоне общетеоретических положений представлена его трактовка социальной роли религии - «Сравнительная история религий как предмет преподавания» (1909), «Социология» (1910), «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии» (1914). К. много занимался публицистикой и просветительской деятельностью, под его руководством издавались газета «Страна» (1906) и журнал «Вестник Европы» (1909-1916). Под редакцией К. вышли четыре выпуска серийного издания «Новые идеи в социологии», где были опубликованы, среди прочих, работы зарубежных ученых по социологии религии. В 1914 г. К. был избран действительным членом Российской Академии наук. После кончины К. в 1916 г. его учениками и единомышленниками было создано и действовало на протяжении шести лет «Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского » (возрожденное в Санкт-Петербургском университете в 1993 г.). Теоретико-методологические взгляды К. основывались на убеждении, что научное исследование призвано по возможности дистанцироваться от обслуживания каких-либо политических или идеологических целей и стремиться к объективному анализу общественных процессов. Это положение объективно вытекало из понимания К. назначения социологии как науки. Ее задачей должно стать преодоление односторонности существовавших теорий психологизма, органицизма, географического детерминизма и пр., каждая из которых раскрывала лишь ограниченный набор оснований общества, тогда как прогресс есть следствие многофакторного воздействия, а это может быть описано только единой социальной теорией. Данная позиция обусловила примененный К. интегрирующий способ объяснения конкретных факторов общественной эволюции - экономических, политических, духовных. Подход К. обозначил одну из заметных тенденций социальной мысли в России начала XX в. - стремление преодолеть отношение к религии как чему-то сверхобычному, совершенно выходящему из ряда социокультурных явлений и недоступному для научного постижения. С этой точки зрения религия понималась ученым как выдающееся, но не исключительное явление в сложной совокупности детерминант социального поведения, и рассматривать ее требовалось в обязательном сочетании со всеми прочими. Занимаясь исследованием так называемого «обычного права» у народов России («Современный обычай и древний закон», 1886; «Закон и обычай на Кавказе», 1890), К. сделал вывод о взаимовлиянии юридических и религиозных элементов при урегулировании межличностных, внутриобщинных и межобщинных отношений. В этих отношениях религиозный фактор выступает не только своей вероисповедной стороной, но и как социально необходимое установление, устраняющее разрушительные для сообщества проявления произвола и дезорганизации. В работе 1902 г. «Поклонение предкам у кавказских народов» К. отметил, что культ первопредка делает обязательным усвоение тех коллективных верований, которые скрепляют все составляющие общинного образа жизни в устойчивую целостность, тем самым обеспечивая выживание и воспроизведение рода. Такое объяснение обнаруживает близость представлений К. к концепции Дюркгейма о социальных функциях сакрального (особенно это заметно в работе «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом», 1905). С Дюркгеймом К. был знаком лично, некоторые его взгляды не разделял, но считал необходимым изучение его социологической теории российскими учеными (это К. убедительно объяснял в трудах «Современные социологи», 1905 и «Современные французские социологи», 1913). Не менее важен для анализа явлений религии и разрабатывавшийся К. историко-сравнительный метод изучения общественной эволюции различных народов. Материал религиозных верований в их сопряжении с семейно-бытовыми, хозяйственными и политическими отношениями служил К. источником реконструкции идентичных явлений в разных обществах при сходных социальных процессах. Одним из опытов применения им этого метода стало рассмотрение роли протестантского влияния в английском, французском и североамериканском обществах разных периодов их истории («Секуляризация монастырской собственности в Англии и ее ближайшие последствия », 1888; «В стране мормонов», 1901; «Политические доктрины протестантизма во Франции», 1905). В фундаментальном двухтомном труде «Социология» К. продемонстрировал уместность анализа религиозных верований как фактора, воздействующего на социально-экономическое развитие народов. Например, одним из важнейших источников возникновения института собственности, по мнению К., явились древние верования о постоянстве посещения духом усопшего места захоронения его тела. Однако, как отмечал К. в других своих исследованиях, религиозно-этические мотивы не являются эффективными в социальном плане до тех пор, пока противоречат господствующим потребностям общественной организации. Религия способна влиять на формирование того или иного типа общества, но только в совокупности с множеством других материальных и интеллектуальных факторов.
Источник: Социология религии. Словарь.