(crowdsourcing, краўдсорсінг) — принцип сбора ресурсов и создания интеллектуальных продуктов, услуг, контента путем взамодействия (онлайн) сообщества, а не с помощью специально нанятых работников. Термин появился в статье Джеффа Хауи и Марка Робинсона в журнале «Wired» в 2006 г. путем слияния слов «толпа» (англ. ''crowd'') и «аутсорсинг» (привлечение внешних ресурсов для реализации конкретных видов деятельности). Механизм К состоит в том, что общая задача разделяется на множество небольших задач, за каждую из которых отвечают добровольцы из числа заинтересованных лиц, часто ведомые внутренней мотивацией, а не только возможностью вознаграждения. Краудсорсинговые проекты выгодны бизнесу и аудитории, поскольку реализуют интересы обеих сторон, повышая удовлетворенность аудитории за счет вложения внимания или ресурсов пользователей. Краудсорсинговые проекты ориентированы на ту часть аудитории, которая обычно не создает контент, но активно взаимодействует онлайн (см.: правило 90-9-1). Также К широко использует принцип разработки открытого программного обеспечения (закон Лайнуса): «то, что не заметит пара глаз, заметит тысяча», т. е. получаемый в результате К продукт может быть более высокого качества, чем если бы у него был один автор (см.: Пьер Леви). Известные интеллектуальные продукты на основе К — Википедия, операционная платформа Linux, веб-сервер Apache. Частный случай к. для привлечения финансовых ресурсов «с миру по нитке» называется краудфандингом. Принципы к. продолжают логику «просьюмеризма» (понятие введенно Элвином Тоффлером около 1980 г.) (см.: просьюмер). в интернете К реализуется на множестве сайтов-площадок международного и регионального масштаба: kickstarter.com, planeta.ru и др. Сферы к. — финансирование новых компаний в сфере высоких технологий (стартапов), музыкальных, художественных проектов; гражданская наука (наблюдение за природой). Как явление К существовал до интернета, однако получил широкое применение благодаря ИКТ и распространившемуся доступу в интернет.
Литература Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012. А. Широканова
Краудсорсинг
Краудсорсинг
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016