creationism), см. Фундаментализм.
КРЕАЦИОНИЗМ
Креационизм
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Креационизм
религиозная, философская, и научная концепция, согласно которой человек и другие живые организмы были созданы высшем существом (Богом) или другой силой.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
КРЕАЦИОНИЗМ
Самой первой концепцией надо считать религиозно - мифологическое учение о происхождении человека, которое подразделяется на языческую и христианскую традиции. Первая возникла раньше второй и сохранилась у некоторых примитивных народов по настоящее время. Более того в 2000-е гг. в некоторых развитых странах, в т.ч. в России, наблюдается ренессанс языческих представлений, а вместе с ними и креационистской мифологии. В основе язычества лежит миф, в основе христианства - доктрина и канон. На протяжении последних двух тысячелетий с момента появления христианства, считалось неопровержимым научным фактом происхождение человека в результате Божественного творения: человек сотворен Богом - картина его творения описана в Библии. И сказал Бог: «…Сотворим человека по образу своему, по образу Божию, мужчину и женщину». Проблему сотворения человека не обошли вниманием и другие религии мира, в которых создавались на этот сюжет многочисленные мифы. При желании исторического предшественника христианской теории можно найти в мифологических представлениях язычников о происхождении человека, а им от 3 до 10 тыс. лет.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
Креационизм
(от лат. creatio – создание, (со)творение, созидание). Креаціонізм. Creationism. 1. Культура мышления, отрицающая самодостаточность научных истин, а значит социальную ценность и самого мышления как способа получения нового знания. 2. Направление религиозной мысли, претендующее на теоретическую возможность доказательства бытия бога-создателя путем борьбы с эволюционизмом (концепцией постепенного развития природы и жизни на земле от простейших форм к более сложным). Отличие научной (в данном случае эволюционистской) точки зрения от религиозной ( креационистской) заключается в том, что первая не претендует на всезнание, а только на возможность познания (не абсолютизируя свои достижения и признавая их историческую относительность и возможность получения новых, более точных знаний), а вторая, упирая на свойственный научным знаниям относительный характер, говорит об их несостоятельности вообще, что якобы доказывает чудо творения всего естественного. Учитывая, что эволюционистская концепция природы развита прежде всего в теории Ч. Дарвина, К. направляет всю свою критическую энергию на опровержение именно этой теории. Однако, если даже представить, что дарвиновская эволюционная теория не соответствует реальному процессу становления живой природы, ее нельзя считать абсолютно ложной, ибо она построена на анализе наблюдаемых фактов и принципах научного познания, которые дают возможность при обретении нового знания о происхождении видов перестроить данную теорию в связи с новыми знаниями, делая ее частным случаем новой теории (подобно геометрии Эвклида в геометрии Римана и Лобачевского), что только подтверждает силу научного миропонимания и слабость религиозного, или К. См. также Культура научного мышления.