Крещение Руси

Найдено 1 определение
Крещение Руси
Хрещення Русі. Baptizing (christening) of Russia. Акт крещения населения древнего Киева, символизировавший переход Руси от политеизма к монотеизму христианского православного толка. В древних славянских племенах народ обозначался словом “язык”. Отсюда произошла поздняя христианская трактовка различий в мифологических представлениях разных народов (племен) как язычества (heathenism), что на церковнославянском означает – чужая религия. Синонимами язычества являются поганство (paganism), варварство (barbarism), язычник (heathen) – то же самое, что варвар-атеист-неверующий-неуч (infidel) и библейское, сейчас практически неупотребляемое, – нееврей (gentile). Словом gentile американские мормоны, например, называют всех не мормонов. Приведенные здесь термины в английском языке значительно более тесны по своему содержанию, чем в русском. К. Р. и переход в христианство народов по своему культурному значению означали трансформацию и практически полное замещение первичной для них мифологии (или первичного мифологического сознания) вторичной. Даже относительная трансформация христианства, адаптация его к местным условиям не меняет сути дела. Как в гносеологическом, так и в социальном плане это означало отчуждение от собственной культуры и превращение ее в чужую, чуждую т даже враждебную. Социальной ценой или результатом этого является то, что Русь утратила свою дохристианскую историю и культуру, не сохранила свою мифологию (имеющиеся попытки реконструкции первичной мифологии все исследователи вынуждены осуществлять в библейских “терминах”), ее искусство питается образами либо древнегреческой мифологии (которая сохранилась только потому, что была записана до христианских времен), либо Библии. Переход в христианство по своему технологическому смыслу означал демонизацию ранних представлений о мире, выражавших духовную культуру народа. Это означает, что боги, духи-хранители, предметы извечного неотчужденного преклонения и почитания превратились в злых демонов, неуправляемую и неугодную новому богу силу. На смену гармонии с природой пришел страх перед ней, а одновременно и перед социальной властью. Т. е. христианство как средство укрепления власти князя привело к окончательному отчуждению государственной власти от народа и постепенной ее концентрации в одних руках. В более широком плане переход к христианству означал утрату не только славянской мифологии, но и трансформацию или полную утрату мифологии многих народов, населявших Древний Рим, германскую мифологию, балтийскую, кельтскую, арабскую и другие. Лютеранин Гегель (Georg Wilhelm Frederich Gegel), например, в своей “Философии религии” процесс уничтожения христианством классической мифологии рассматривал как уничтожение народной фантазии. По своему социальному значению этот процесс равносилен установлению контроля над духовной культурой или культивированию образов реальности, укрепляющей центральную власть, и одновременно является способом установления общности с другими православными народами, а значит и вступлением в конфликт с неправославными народами и т. д. Во многом во имя Христа была уничтожена не только мифология, но и цивилизация североамериканских индейцев, а также осуществлялось массовое истребление самих индейцев. Например, у нас практически не известен тот факт, что открытие Америки поставило перед европейцами вопрос о происхождении индейцев. Ответ нашли простой. Так как, согласно Библии, все люди – дети Адама, то индейцы не являются детьми Адама, ибо детей Адама до Колумба в Америке не было. Значит, индейцы не являются людьми, и с ними можно обращаться произвольно. Только в конце XV века, стремясь обосновать тезис папской буллы о том, что индейцы происходят от Адама и Евы, католические теологи выдвинули предположение о том, что индейцы все же происходят от одного из колен Израилевых. Можно предположить, что переход к монотеизму все же имел некоторое культурное значение. Единый бог, например, – одно из средств культивирования способности оперировать общими понятиями. Но в действительности дело обстоит совсем наоборот: представление о едином боге возникло в результате развития в духовной культуре способности абстрагирования и образования всеобщих представлений. Религия, а вместе с нею и власть, только использовали данный факт в своих целях. К. Р. производилось для укрепления власти в мощном централизованном государстве – Киевская Русь. Но еще предстоит изучить, какую роль христианство сыграло в последующей феодальной раздробленности не только самой Киевской Руси, но и других государств. Ибо если Киевский князь стал помазанником божьим, то чем от него отличаются его родственники, имевшие свои столы в Чернигове, Новгороде и т. д., которые тоже имеют божественное право на Великий стол. Спорна правомерность перехода к единобожию как средству уничтожения института жертвоприношения, ибо в жертву Христу принесено столько жертв (достаточно только вспомнить об инквизиции и крестовых походах), сколько никогда и ни одному языческому божеству не приносилось, а сколько еще будет принесено? Тезис о том, что христианство принесло на Русь письменность, тоже весьма спорный, ибо по многим сведениям, письменность здесь существовала задолго до принятия христианства, а завезенные книги в массе своей были религиозными. Спорно и само понятие “принятие”, или строительство церкви, которое осуществлялось “огнем и мечом”, сопровождалось массовым пролитием крови, разрушением капищ, т. е. мест отправления местных культов (чем такие действия отличаются от осуждаемого ныне разрушения церквей?), сожжением целых сел и прочее. Владимир-креститель каждого, кто не отказывался от старых представлений, объявил своим личным врагом. Фактом является и то, что дохристианские мотивы в искусстве Руси сохранялись практически до четырнадцатого века, что свидетельствует о глубоком кризисе в духовной культуре того времени, господстве в ней в течение не одного столетия аномии и маргинализма, отсутствия общественного согласия в ценностях. См. также Антигерой, Антикультура, Дегероизация, Идол, Идолопоклонство, Культ предков, Культура страха.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
289.88 кб

Крещение Руси и новое художественное сознание

Вагнер Г. К.
Автор считает, что отсутствие в Киевской Руси развитого рабовладения затормозило эволюцию языческого мировосприятия почти на общинно-родовой ступени.
Читать PDF
327.27 кб

Священномученик Климент, папа римский, и Крещение Руси

Палицын Александр Викторович
Читать PDF
326.78 кб

Новые данные о крещении предков русинов св. Мефодием или его учениками

Юрасов Михаил
Читать PDF
325.23 кб

Христос победи - Память о Крещении Руси в проповедничестве митрополита Илариона

Грыневич В.
Статья посвящена богословскому анализу панегирика князю Владимиру из «Слова о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона. В центре внимания оказалась литературно-богословская композиция произведения.
Читать PDF
281.47 кб

Крещение киевской Руси как религиозная стратегия формирования культурной идентичности

Мартынова Елена Ивановна
Религиозная стратегия явилась катализатором для построения нового общества. В киевский период в результате Крещения Руси происходит формирование культурной идентичности.