peasant politics) - политическая деятельность и организация крестьян. До 1960-х гг. преобладало мнение, что крестьяне имели слабую или вовсе не имели независимую политическую организацию и оказывали небольшое влияние на государственную политику. С тех пор это представление существенно пересмотрено. Ныне признается решающая роль крестьянства в ходе революций 1905 г. и 1917 г. в России, Мексиканской революции и во множестве антиколониальных и национальных движениях "третьего мира" (см. Вольф, 1971; Уолтон, 1984). В настоящее время исследуется несколько вопросов. Во-первых, может или не может крестьянская политика воздействовать на государство без вовлечения других социальных групп. По мнению Скотта (1985), крестьяне, вероятно, повсюду применяли "обычное оружие сравнительно слабых групп: проволочки, симуляцию, ложное согласие, воровство, притворное невежество, клевету, поджог, саботаж и т.д. Подобное сопротивление отражает отрицание господствующих групп у власти, но не обладает координацией. Временами оппозиция может стать более организованной, но часто отражается скорее в дезертирстве из коллективного хозяйства, чем в конфронтации. Именно таким образом понимались милленаризм и милленаристские движения. Для конфронтации с государственными и другими политическими представителями необходимы союзы с другими группами, имеющими организационные формы и разработанную идеологию. Такие союзы способны превращаться в политические группы и организации, основанные в городах. Во-вторых способны ли они на организованную оппозицию, поддержку господствующих политических группировок, восстание или революцию. Согласно исследованиям, их требования повсюду достаточно ограничены, и как только они достигаются, утрачивается интерес к политической деятельности. "Земля, мир и хлеб" либо подобные варианты — общие лозунги крестьян, начиная с революции в России. Один из крестьянских лидеров Мексиканской революции - Сапата, заняв президентский дворец в Мехико, решил возвратиться в свой родной штат, поскольку требование о предоставлении прав на землю было выполнено (Уомак, 1969). В-третьих, какая из групп с наибольшей вероятностью может вовлекаться в политические действия. Алави (1965) утверждал, что средние крестьяне с землей обладают достаточными экономическими средствами и ресурсами, чтобы отважиться на восстание, богатые с меньшей вероятностью могут выступать против существующего порядка, а беднейшие не имеют ресурсов для мобилизации своей деятельности.