КРЕСТЬЯНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Найдено 1 определение
КРЕСТЬЯНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
понятие, отражающее специфические ценностные ориентации людей, их жизненные установки и стереотипы поведения, условия жизни, в том числе особенности проживания, социального контроля и партнерства, взаимодействия с природой и др. Процессы экономической и социальной дифференциации населения последних десятилетий затронули и современное село: сельские труженики уже не представляют некоего однородного, монолитного слоя. Развитие рыночных отношений, появление новых форм собственности обусловили переход от унификации к разнообразию сельской жизни.
Вместе с тем можно выделить ряд общих черт, характеризующих К. о. ж.: семейное хозяйство, природообусловленность труда, хозяйствование на земле, деревенская культура, общинные социальные сети. Сращенность жизни сельской семьи с ее хозяйственной деятельностью находит отражение сегодня в личных подсобных хозяйствах. Проживание в домах усадебного типа, традиционная слитность крестьянского дома с двором способствует ведению личного подсобного хозяйства: упрощает уход за хозяйством, представляет возможности для хранения произведенной продукции. В том, как устроен деревенский дом, заложены представления деревенских жителей об удобстве, комфорте, приватности, собственности.
Специфика хозяйствования на земле находит свое отражение и в особенностях организации труда. В современных личных подсобных хозяйствах функции собственника и работника, руководителя и исполнителя не разделяются. Крестьянская экономика максимально природообусловлена, что выражается в цикличности трудового процесса, единстве природного, хозяйственного и социального, подчинении хозяйственной деятельности природным ритмам. Сезонность сельскохозяйственных работ обусловливает различия в степени трудовой загруженности людей в разные периоды года: трудовое напряжение начинает возрастать весной и достигает своего пика летом, в период уборочных работ.
Общение людей носит персонифицированный характер. Деревенская культура отличается минимальной степенью отделенности от жизни. Крестьянское искусство не существует как особая, институционализированная форма творческой деятельности, оно тождественно быту, вплетается в живую ткань повседневности. Важный вклад в изучение образа жизни крестьянства внесли представители Чикагской школы У. Томас и Ф. Знанецкий, авторы пятитомного труда «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918–920), путем изучения документов, писем, биографий и автобиографий польских крестьян, а также организации серии неформализованных интервью провели сравнительный анализ влияния социальных изменений на польскую семью.
Необходимость комплексного подхода к изучению крестьянства подчеркивал А. В. Чаянов, утверждая, что жизнь сельского труженика следует изучать не только со стороны его производственной деятельности, но и с позиций социальной демографии, экономики, культуры и так далее в связи с комплексностью всего его жизненного уклада. Проводимые им сельские бюджетные исследования, основанные на количественном подходе и выраженные в «жестких» цифрах, были связаны с анализом доходов и расходов в рамках семейных единиц производства, форм и балансов производства, использования труда, инвестиций, комбинирования натуральных и денежных ресурсов. Достижение всестороннего изучения К. о. ж. как специфического объекта исследования немыслимо без реконструкции социальных структур прошлого.
На решение данной задачи направлена качественная методология, в частности, метод семейных историй. Метод позволяет «изнутри» понять особенности повседневной жизни людей, выявить, исходя из этого знания, модели поведения, описать социальные сети, посредством которых члены сельской семьи связаны друг с другом и с соседними семьями. Кроме того, исследователь получает возможность глубже проникнуть в крестьянскую культуру, не только проследить последовательность событий, но и сохранить особенности крестьянской речи, ее язык, архаизмы и диалекты. Использование метода семейных историй, как и любого другого качественного метода, имеет ряд ограничений, среди которых селективность воспоминаний, субъективность респондентов, отсутствие репрезентативности, трудоемкость обработки полученной информации, влияние «эффекта интервьюера», что вызывает необходимость привлечения массовых анкетных опросов или формализованных интервью. В этом плане наиболее эффективной представляется модель качественно-количественного интерфейса, предложенная Т. Шаниным в исследовании проблем современной российской деревни, основанная на взаимодополнении, взаимопроникновении качественной и количественной методологии. В исследованиях российского села, проведенных в 1991–1997 гг., сбор «жестких» количественных данных осуществлялся параллельно с систематическим изучением особенностей повседневной жизни крестьян, их культуры, сетей межсемейной и соседской поддержки и кооперации путем включенного наблюдения, неформализованных интервью, групповых обсуждений.
Лит.: Симуш П. И. Мир таинственный. Размышления о крестьянстве. – М., 1991; Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. – М., 1989; Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Социологический журнал. – 1998. – № 3–4. Т. В. Кузьменко

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
18.62 мб

Актуализация традиционного крестьянского образа жизни (на примере русских крестьян) как основа разви

Реховская Татьяна Александровна
В данной статье рассматриваются вопросы актуализации традиционного крестьянского образа жизни, то есть знакомство современных людей с традиционной крестьянской культурой. Представлены различные формы актуализации.