определенные параметры, полученные путём сопоставлением результатов управления и ресурсов (реальных и потенциальных), затраченных на их достижение. Дать оценку эффективности управления можно сопоставлением полученной прибыли с затратами на управление, что обычно представляет собой экономическую схему оценки эффективности управления. Но подобная схема не всегда корректна, поскольку: 1) результат управления не всегда может быть описан в категориях прибыли; 2) подобная оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; 3) результат управления – это не только экономические, но и социальные, социально- психологические показатели; 4) затраты на управление сложны для четкого определения и оценки. Составными элементами оценки эффективности управления являются: управленческий потенциал (совокупность всех ресурсов в материальной или интеллектуальной формах), которыми располагает и которые использует система управления; затраты и расходы на управление (содержание, организация, технологии, объем работ по реализации соответствующих функций управления); характер управленческого труда; эффективность собственно управления (эффективность действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей). В свете определения КОЭ эффективность представляет собой результат функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей подсистем. Это комплексный результат взаимодействия всех компонентов управления и организации. Другими словами, эффективность иллюстрирует, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированные результаты. На эффективность деятельности управленческого аппарата могут влиять многочисленные факторы, действующие комплексно, в единстве: потенциал сотрудников, их способность выполнять определенную работу; средства производства и другие активы; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; корпоративная культура. Различают следующие КОЭ: 1) действенность – уровень и полнота достижения общеорганизационных целей; 2) экономичность – оптимальное соотношение требуемого и реального уровня расходования организационных ресурсов; 3) качество – удовлетворительное соответствие характеристик продукции стандартам, ожиданиям и требованиям потребителей; 4) прибыльность – оптимальное соотношение доходов и издержек; 5) продуктивность – соотношение объема продукции за определенный период и организационных затрат; 6) качество трудовой жизни – условия труда работников организации; 7) инновационная активность – потенциал проведения организационных нововведений.
Указанные КОЭ можно разделить на две большие категории. Количественные КОЭ – совокупность показателей, которые измеряются в стоимостных или натуральных единицах (численность персонала, реализация продукции, прибыль до и после налогообложения и т.п.) Качественные КОЭ – показатели, для которых оценка строится на основе экспертных заключений, субъективного восприятия. Не существует общепринятых средств измерения, поэтому по каждому критерию эффективности конструируются свои: например, научно-технический уровень изделия, удовлетворенность потребителей, обоснованность управленческих решений, развитость организационной культуры, социально-психологическое самочувствие персонала, социальная ответственность компании и др. См. также: Аппарат управления, Эмерсона двенадцать принципов эффективности, Эффективности критерии, Эффективность лидерства, Эффективность управления.
Лит.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997. Е.В. Желнина
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.