основания оценки профессиональной деятельности работников. Можно выделить следующие К. п.: объективные критерии — насколько данный работник соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в произ-во (производительность труда, качество продукта труда, достижение определенного соц. статуса в профессии, умение решать разнообразные проф. задачи и пр.); субъективные критерии — насколько профессия соответствует способностям и запросам работника, его личным мотивам, склонностям; результативные критерии — достигает ли работник ожидаемых от его деятельности результатов; процессуальные критерии — вполне ли работник использует доступные способы, приемы, технологии, что характеризует его профессионализм; нормативные критерии — усвоил ли работник нормы, правила, эталоны профессии на уровне достаточно высокого мастерства; критерии наличного (актуального) уровня — достиг ли работник достаточно высокого уровня профессионализма; прогностические критерии — имеет ли и изыскивает ли работник возможности проф. совершенствования; критерии профессиональной обучаемости — готов ли он к восприятию проф. опыта других, проявляет ли проф. открытость; творческие критерии — стремится ли работник выйти за пределы элементарных требований к профессии, обогатить ее своим творч. вкладом; критерии соц. активности и конкурентоспособности — умеет ли данный работник заинтересовать об-во результатами своего труда, привлечь внимание к нуждам данной профессии; критерии профессиональной идентификации (приверженности) — сохраняет ли работник честь и достоинство представителей своей профессии, осознает ли ее значимость в обществ, произ-ве; наконец, качеств, количеств, критерии — оценка профессионализма по глубине, системности знаний и практич. навыков, способности к обучению и количеств, показатели в оценках профессионализма по итогам проф. испытаний на присуждение соответствующего разряда, категории, степени и т. п.
См. также: Культура труда, Удовлетворенность специальностью.
Лит.: Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996; Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара, 2000.
126.63 кб