КРИТЕРИЙ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ
Социометрический критерий
способ теоретического представления конкретной ситуации, характеризуемый контактом между индивидуумами и определяющий основу выбора и отклонения, произведенных индивидами [23.– С.362].
Источник: Социология. Словарь.
КРИТЕРИЙ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ
критерий, на основании к-рого респонденты осуществляют выборы членов своей группы при изучении группы с помощью социометрич. методов. Чаще всего исследователь задает этот критерий респондентам в виде социометрич. вопроса, в к-ром предлагается выбрать для той или иной совместной деятельности одного или нескольких членов группы. В различн. модификациях социометрич. методов ситуации, в к-рых исследователь получает информацию о выборах членов группы, значительно разнообразней (это может быть не только опрос, но и наблюдение, и анализ документов). Более широко может трактоваться также сам выбор. Иногда под ним понимают не только явно выраженное респондентом предпочтение, но и любую информацию, позволяющую исследователю установить структуру отношений между членами группы. Т.обр., в широком смысле К.с. - это критерий, по к-рому устанавливается структура отношений между соц. объектами. Классификации К.с. (социометрич. р проводятся по различн. основаниям, как специфичным именно для социометрии, для социологич. вопросов вообще. Общим является, напр., деление вопросов по типу используемой для измерения отношений (дихотомическая, порядковая, метрическая шкала), а также способ определения предпочтения опрашиваемого (балльная оценка, ранжирование или метод парных сравнений). Вопросы "С кем из членов Вашей группы Вы согласились бы жить в одной квартире в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?" являются примером использования балльных оценок (выборам, сделанным в ответ на вопрос "в первую очередь", приписывают обычно балл 3, "во вторую очередь" - балл 2, "в третью очередь" - балл 1). В том случае, когда выборам приписывают нек-рый балл или вес, К.с. называется взвешенным. Если в ответ на вопрос респонденту пред. лагается выбрать членов группы, не упорядочивая их, критерий называется невзвешенным. К.с. называется положительным, если респонденту предлагается указать, кого бы он выбрал, и - отрицательным, если требуется указать, кого бы он не выбрал по данному критерию. Если число выборов, разрешенных респонденту, ограничено (напр., "укажите не более трех человек"), К.с. наз. параметрическим. Если же респондент может выбрать любое число членов группы, то К.с. наз. непараметрическим. Вопрос о том, какой из типов дает более надежную информацию, является дискуссионным. Существенным является деление К.с. на обычные социометрич. и аутосоциометрич. критерии. Аутосоциометрич. критерии направлены на изучение осознания структуры межличностных отношений в группе членами группы (поэтому их иногда называют тестами соц. перцепции). В аутосоциометрич. вопросе респонденту предлагается оценить, кто из членов группы отдаст ему свой выбор, или предсказать, как будут выбирать друг друга остальные члены группы, напр., "Кто из членов Вашей бригады, как Вам кажется, взял бы Вас с собой при переходе на такую же работу в другую бригаду?". Распространенным является деление К.с. на сильные (или значимые). выявляющие наиболее глубокие, стабильные отношения, и слабые (незначимые). Напр., вопрос о том, с кем респондент предпочитает жить в одной квартире, является, по-видимому, сильным, а о том, с кем бы он пошел бы в кино слабым. Это деление относительно, т. к. основано фактически на определении интенсивности отношения, измеряемого данным критерием, и зависит от способа измерения (см. Вес социомрич. выбора). Близкой, но не совпадающей с данной к. сификацией является деление К.с. на о (предлагающие выбор для длительной широкой и менее конкретной деятельной специфические (для более короткой и конкретной деятельности). Напр., вопрос "С кем из членов Вашей группы Вас связывают дружеские отношения?" является общим, а вопрос "Кто из членов Вашей группы был у Вас в гостях в прошлом месяце?" - специфическим К.с. Использование специфич. К.с. позволяет получить более надежную первичную информацию, т. к. конфетные вопросы обеспечивают однозначное понимание их респондентами. Однако в этом случае возникает опасность неадекватного перехода от измеряемого отношения к К.с., к-рые являются его эмпирич. референтами. Кроме того, возникает сложная задача синтеза полученной информации. Общие К.с. лишены этого недостатка, но их использование допускает различн. трактовки разными респондентами, что может привести к необоснованности рез-тов измерения. Из др. типов К.с. выделяют: вопросы, связанные с оценками времени ("Сколько времени Вы хотели бы провести с каждым членом группы в данном виде деятельности?"); вопросы типа "Угадай, кто" (даются различн. описания поведения, к-рые можно разместить на шкале "положительно - отрицательно", и предлагается ответить, кто из членов группы более всего напоминает своим поведением приведенные описания); различн. типы, полученные путем классификации вопросов по их содержанию (официальные и неофициальные, производственные и досуговые и т. п.); типы К.с. по способу получения информации о выборах (опрос, наблюдение, анализ документов и т. п.). (См. Социометрия, Методы социометрические, Опрос социометрический). Лит.: см. к ст. Методы социометрические. Е.М. Паниотто
Источник: Российская социологическая энциклопедия