КРИЗИСНОЕ СОЗНАНИЕ
КРИЗИСНОЕ СОЗНАНИЕ
сознание, основывающееся на постулате о радик. несостоятельности зап. об-ва, зап. культуры и цивилизации вообще. У истоков К. с. стояли композитор и мыслитель Р. Вагнер с идеей «гибели богов» индивидуалистической зап. культуры и Ницше с идеей «декаданса» зап. культуры, выразившегося в ее «рационализации». Свое развитие и популяризацию эти идеи получили в концепциях Шпенглера («закат Европы»), Хайдеггера («забвение бытия»), Г. Марселя с его пессимистическим представлением о «конце человека». В неомарксизме, пытавшемся соединить ницшеански-вагнеровский, а отчасти и экзистенциалистский комплекс идей с выводами «классического марксизма» об исторической исчерпанности капиталистической формации, К. с. нашло свое выражение в тезисе о «поражении» зап. культуры и «неудаче» зап. цивилизации (Хоркхаймер, Адорно). Эта тенденция преобладала в 10—20-х гг. (гл. обр. в Европе) и 60-х — первой половине 70-х гг. 20 в. (как в Зап. Европе, так и в США), оттеснив на «периферию» обществ, сознания противостоящую ей стабилизационную тенденцию, к-рая доминировала в обществ, сознании Запада в 30—40-е гг., и с конца 70-х гг. вновь выступила на передний план. В теоретической социологии К. с, рождающееся из концепции глобального кризиса об-ва и его культуры, с неизбежностью приходит к той или иной версии «кризиса» социологии, предполагающего необходимость радикального пересмотра ее оснований. Причем эта идея, выдвигаемая, как правило, представителями «оппозиционных» направлений (напр., неомарксизма, феноменологической социологии, экзистенциальной социологии и т. п.), в конце концов ассимилируется и теоретиками «традиционных» социол. ориентации. В связи с этим в теоретической социологии происходит общее смещение акцентов: от «деидеологизации» социологии к «гипердеидеологизму»; от озабоченности проблемами методики и техники к социально-филос. проблемам, к вопросу о «вненаучных предпосылках социологии» и ее «онтологических допущениях». Ю. Н. Давыдов