(Crosbie’s Vin сommunication models, мадэлi камунiкацыi Вiна Кросбi) — предложенные В. Кросби для объяснения механизмов распространения информации в разных видах коммуникации. Вин Кросби — профессор и консультант по новым медиа — предложил в 2002 г. в работе «Что такое новые медиа?» модели: «один к одному» для межличностной коммуникации; «один ко многим» для массовой коммуникации; «многие ко многим» для коммуникации в интернете. Согласно Кросби, в межличностной коммуникации в один момент времени может быть доставлено одно индивидуальное сообщение, содержание которого полностью контролируется отправителем. Массовая коммуникация позволяет коммуникатору одновременно доставить большому числу реципиентов одно сообщение, содержание которого он (редактор или владелец СМИ) единолично контролирует. Коммуникация в интернете обладает возможностью одновременно доставлять любое количество сообщений, контроль над которыми в равной степени сохраняют все отправители. Это позволяет коммуникации в интернете совмещать преимущества межличностной и массовой коммуникации без свойственных им недостатков. Можно предположить, что, как и более ранние модели коммуникации, модели Кросби появились благодаря «парадигмальной прививке», по образному выражению В. С. Степина, — переносу представлений специальной научной картины мира, идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую. В данном случае, это мог быть перенос модели реляционных данных, с 1970- х гг. использовавшейся в реляционных базах данных, в теорию коммуникации. В реляционных базах применялись четыре вида данных: «один к одному», «один ко многим», «многие ко многим» и «многие к одному».
Литература Crosbie V. What is New Media 2002, Sociology Central. URL: http: // www.sociology.org.uk / as4mm3a.doc (дата обращения: 01.03.2015). О. Терещенко
Кросби Вин модели коммуникации
Кросби Вин модели коммуникации
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016