Ксенофобия
КСЕНОФОБИЯ
страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Ксенофобия
враждебность и страх по отношению ко всему иностранному со стороны данного общества.
КСЕНОФОБИЯ
xenophobia) — повышенная враждебность или опасение в отношении иностранцев. См. Этноцентризм.
Источник: Большой толковый социологический словарь
КСЕНОФОБИЯ
(от греч. ksenos - незнакомый, иностранный и фобия - боязнь) - постоянная, иррациональная или чрезмерная боязнь (ненависть) к иностранцам или незнакомцам.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
КСЕНОФОБИЯ
от греч. xenos - чужой и phobos - страх) - англ. xenophobia; нeм. Xenophoby. чешск xenofobie. Навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное отношение к ним.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Ксенофобия
Враждебность ко всему чужому, не своему (образу жизни, мировоззрению, языку). Культивирование (культивация) языка Разработка, обогащение языка, развитие его внутренней структуры и функционального разнообразия.
ксенофобия
xenophobia греч. ksenos ‘чужой’ + phobia ‘страх’. - Страх, неприязнь, боязнь чужой культуры, взглядов, установок, обычаев, традиций и т.д. Своя культура рассматривается как передовая, «правильная». Человек, испытывающий подобного рода страх, называется ксенофобом (xenophobe).
Ксенофобия
Международно принятого определения ксенофобии не существует. Хотя это явление можно описать как отношение, предрассудок и поведение, которое отрицает, исключает и зачастую очерняет людей, основываясь на мнении, что эти люди являются иностранцами и не входят в общество или нацию. Существует тесная связь между расизмом и ксенофобией.
КСЕНОФОБИЯ
( от греч. xenos - чужой, phobos - страх: англ. - xenophobia, нем.. - Fremdenfeindlichkeit ) - чувство страха или вражды ко всему незнакомому, чуждому: в этносоциологии - к чуждым этническим (языково-культурным) или расовым группам, напр. "русофобия" - враждебность к русским, "юдофобия" - враждебность к евреям (см. "Антисемитизм"). Термин К. часто применяется для обозначения отношения к иностранцам (см. также Национализм, Расизм). К. имеет естественные психологические корни, связанные с инстинктом самосохранения, хотя в некоторых ситуациях чувство настороженности или вражды к незнакомому, чуждому может сочетаться у людей с чувством любопытства, желанием его познания. К. обычно связана с усвоенными с детства установками этноцентризма (см.) и предубеждения к иноэтническому или инорасовому, с внушенными этнорасовыми стереотипами и т.п.
В.И.Козлов
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
КСЕНОФОБИЯ
(от греч. xenos — чужой + phobos — страх) — навязчивый страх перед незнакомыми людьми, боязнь чужих; неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, представителям других регионов, а также к чему-либо незнакомому, чужому, непривычному. В этносоциологии К. — это психология, идеология и социальная практика, связанная с признанием исключительности своей этнической общности, враждебностью к другим общностям. К. обычно связана с усвоенными с детства установками этноцентризма и предубеждения к иноэтническому или инорасовому, с внушенными этнорасовыми стереотипами и т. п. Социальная основа К. — конкуренция, необеспеченность, ненадежность существования, порождающая эгоистический страх за собственную безопасность. Отсюда — инстинктивное стремление к самосохранению. Психологическим источником К. является привычка искать причину всех бед не в самом себе, а в происках тех или иных чужеземцев, пришельцев, лиц другой национальности, выполняющих в данном случае функции «козла отпущения». В любом случае психологической основой К. выступает извечное противопоставление «мы» — «они», «наши» — «не наши», создание «образа врага» для претворения в жизнь политики «разделяй и властвуй».
Следует отметить, однако, что за исключением крайних форм проявления — шовинизма, этнофобии и др. — К. возникла как защитная реакция, естественное стремление рода, племени, народности, нации к сохранению своих обычаев, обрядов, традиций, языка, культуры от чужеземных влияний. В подобных ситуациях К. выполняла роль противоядия от насильственной ассимиляции, которая на протяжении истории практиковалась агрессивными странами и кругами с целью уничтожения самобытности того или иного народа. Противостоять К. могут люди, обладающие общей культурой и сознанием и чувством интернационализма, толерантностью, т.е. терпимостью к другим общностям или индивидам, отличающимся от данной общности комплексом признаков. Такое уважительное, терпимое отношение к другим народам, их представителям может быть результатом, с одной стороны, достаточной уверенности в сохранении данным народом собственной самобытности и суверенности, а с другой, — осознания глобального единства всех этносов, являющихся лишь вариантами человеческого рода.
Замечено, что К. в большей степени характерна для этносов, живущих в изоляции, а также для малочисленных народов и народов, длительное время испытывавшим национальное угнетение, агрессивные действия со стороны других народов. Однако К. в форме шовинизма больше может проявляться со стороны нации крупной по отношению к другим народам. См.: Антисемитизм, Национализм, Расизм, Русофобия, Сионизм, Шовинизм, Шовинизм великодержавный.
Следует отметить, однако, что за исключением крайних форм проявления — шовинизма, этнофобии и др. — К. возникла как защитная реакция, естественное стремление рода, племени, народности, нации к сохранению своих обычаев, обрядов, традиций, языка, культуры от чужеземных влияний. В подобных ситуациях К. выполняла роль противоядия от насильственной ассимиляции, которая на протяжении истории практиковалась агрессивными странами и кругами с целью уничтожения самобытности того или иного народа. Противостоять К. могут люди, обладающие общей культурой и сознанием и чувством интернационализма, толерантностью, т.е. терпимостью к другим общностям или индивидам, отличающимся от данной общности комплексом признаков. Такое уважительное, терпимое отношение к другим народам, их представителям может быть результатом, с одной стороны, достаточной уверенности в сохранении данным народом собственной самобытности и суверенности, а с другой, — осознания глобального единства всех этносов, являющихся лишь вариантами человеческого рода.
Замечено, что К. в большей степени характерна для этносов, живущих в изоляции, а также для малочисленных народов и народов, длительное время испытывавшим национальное угнетение, агрессивные действия со стороны других народов. Однако К. в форме шовинизма больше может проявляться со стороны нации крупной по отношению к другим народам. См.: Антисемитизм, Национализм, Расизм, Русофобия, Сионизм, Шовинизм, Шовинизм великодержавный.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.