КУЛИ ЧАРЛЗ ХОРТОН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КУЛИ ЧАРЛЗ ХОРТОН

Cooley, Charles) (1864-1929) - американский социолог, наиболее известный концепцией Зеркального "Я", Теория о формировании и сохранении индивидуальности путем отражения в суждениях (и реальных, и предполагаемых) других была разработана Дж. Г. Мидом, а также символическими интеракционистами. Кули был причастен к проведению различия между первичной и вторичной группами (см. Первичные группы). В целом его социология ("Социальная организация", 1909) совпадала с интересом Чикагской школы к отношению между "Я" и социальной группой. См. также Символический интеракционизм.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КУЛИ Чарльз Хортон
(1864-1929) - амер. социолог, основоположник теории малых групп. В работах «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930) изложил теорию, согласно которой основополагающую роль в развитии социальных процессов играет сознание индивида и «социальное» и «индивидуальное», личность и общество едины как части общего целого. При этом «социальное» лишь кумулятивный аспект целостности, а «индивидуальное» - ее дискретная часть. К. не дает однозначного определения этой целостности, обозначая ее метафизической категорией «человеческая жизнь». Процесс социализации, по К., выглядит как приобщение индивидуальных ментальных процессов к «большому сознанию».

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Кули, Чарльз Хортон
1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). Кули подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Приобщение индивидуального сознания к "большому" - это и есть социальный процесс, т.е. социализация индивидуального сознания. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм. Предметом социологии, по Кули, являются социальные факты, которые он определял как "представления представлений". Эта идея была воспринята У.Томасом (понятие "определение ситуации"), а к представлениям Кули о роли сознания в общественной жизни часто обращался Дж.Г.Мид.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

КУЛИ Чарльз Хортон
(17.08.1864, Энн Эрбор, Мичиган,— 08.05.1929, там же) — амер. социолог, социальный психолог, автор «зеркального Я» теории, один из основоположников теории малых групп. Получил образование и преподавал в Мичиганском ун-те. Общетеоретическими источниками социол. концепции К. послужили: философия Гёте, Эмерсона; функциональная психология У. Джемса; социология Конта, Спенсера, Шеффле, Гумпловича, Тарда, Уорда, Гиддингса. Основы социол. теории К. изложены в трилогии «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), а также в работе «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). В основе социол. теории К. лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Называя себя монистом, К. рассматривал об-во, социальные группы и индивида как единый живой организм. Но органицизм К. далек от биологических аналогий; его холизм основан на ментальной природе социального организма — «сверх-Я», «большом сознании». «Социальное» и «индивидуальное» — две стороны ментальной целостности, личность и об-во едины как части общего целого. В этом единстве «социальное» лишь кумулятивный аспект целостности, а «индивидуальное» — ее дискретный аспект. К. не дает однозначного определения этой целостности, обозначая ее метафизической категорией «человеческая жизнь».
Приобщение индивидуальных ментальных процессов к «большому сознанию» — это и есть социальный процесс, к-рый К. понимает как социализацию индивидуального сознания, основываясь на социальной психологии У. Джемса. Социализация индивидуального сознания начинается в первичной группе (семья, соседская община), где есть непосредственный психологический контакт. Оно развивается От инстинктивного «самоощущения» («selffeeling»), в к-ром «Я» — это «эмоции», «возбуждения», до социальных чувств (любви, уважения, сочувствия и др.). При этом К. не различает строго чувства и рассудок. Сознание сводится здесь к различным «умонастроениям» («feeling states»), взаимосвязь к-рых осуществляется разумным началом — движущей силой социальных процессов. Рез-том социализации явл. «образы», или «представления» («imaginations»). В «представлениях» «самоощущения» индивида ассоциируются с общепринятыми символами и становятся в рез-те. «социальными чувствами». «Социальные чувства», по К.,— это основа социальной организации и социального контроля. Потенциальная разумная природа индивидуального «Я» приобретает социальное кач-во лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. Усваиваемые индивидом представления о своем «Я», к-рые возникают в сознании «других», К. называет «представлениями представлений» («imaginations of imaginations»). Они признаются в кач-ве социального факта и явл. осн. предметом социологии К. «Социальное» на микроуровне сводится к индивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне выступает как посредник, координирующий функционирование частей целостного разумного организма — «человеческой жизни». Ее функционирование в коммуникации подчеркивает ее социальный характер; содержанием ее явл. сумма индивидуального опыта и опыта первичных групп. «Человеческая жизнь» постоянно изменяется, эволюционирует, и представить ее можно, лишь описывая отдельные социальные факты. Объект социол. анализа, устанавливающего социальные факты,— опыт первичной группы, синтезирующий в себе индивидуальное и общее сознание. Первичную группу и об-во связывает идеал «морального сообщества» — доминирующего социального представления относительно самых общих вопросов изменения и развития. Этот идеал требует расширения демократии, коммуникации, гуманизации и социальных реформ эволюционного характера. В методологии социального исследования К. отдает предпочтение интроспективным методам, признавая за точными, метрическими процедурами лишь вспомогательную роль. Социология К. повлияла на развитие интеракционистских концепций, на развитие социально-психологических теорий, а также на теории, соединяющие элементы органицизма и интеракционизма (Чикагская школа социальной экологии). Идея К. о «представлениях представлений» способствовала формированию понятия «определение ситуации» у Томаса; к представлениям К. о роли сознания в обществ, жизни часто обращался Дж. Г. Мид.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.