КУЛЬТ НЕТРАДИЦИОННЫЙ
КУЛЬТ НЕТРАДИЦИОННЫЙ
объединение верующих, возникшее вне организационной структуры традиционных религий, для совместного почитания какого-либо духовного лидера, чье учение и предлагаемые практики воспринимаются ими как способ благоприятного удовлетворения всего спектра их жизненных потребностей. В отличие от понятия культа религиозного, под К. н. принято понимать один из современных типов объединений религиозных (см. Типология религиозных объединений). Считается, что некоторые признаки, свойственные К. н., были отмечены еще в начале XX в. Трёльчем в его типологическом описании мистических движений как самостоятельной формы религиозных исканий. Трёльч обратил внимание на процесс индивидуализации религиозных настроений, их внедоктринальную направленность, ориентацию верующих на личный мистический опыт богообщения, ситуативность и неустойчивость возникающих при таком состоянии групп религиозных. В 1930-е годы эти признаки были систематизированы и дополнены в исследованиях Беккера, который выявил их наличие у определенного типа религиозных объединений, названных «культами». Этот тип характеризуется отказом верующих от неукоснительного следования какому-то предписанному традицией образу священного. Основой объединения, обычно аморфного и непродолжительного, становится авторитет неформального духовного лидера (см. Харизматическое лидерство религиозное) и (или) разделяемые членами группы идеи и совместные экстатические переживания при широкой вариативности выбираемых практик религиозных и отсутствии строгих неукоснительных обязанностей внутри группы. С середины XX в. изучение феномена К. н. становится все более распространенным как в светской социологии религии, так и в религиозной социологии. Первоначально, в 1950-1960-е годы, наблюдаемые в это время К. н. отождествлялись некоторыми исследователями с сектами религиозными. Однако уже в середине 1960-х годов британские (Уилсон, Уоллис) и американские (Фичтер) социологи религии обосновали необходимость различения религиозного сектантства и К. н. Отмечалось, что К. н. не имеют исторических связей с какими-либо ранее сложившимися религиями, подобных тем, которые свойственны религиозным сектам. Дальнейшие исследования (в Великобритании - Баркер, Бекфорд в США - Байнбридж, Лофлэнд, Ричардсон, Робертсон, Старк) показали возможность дифференциации К. н. и новых религиозных движений. При некоторых общих чертах эти движения и К. н. имеют явные различия в организационном плане, а также в перспективах и масштабах распространения. К описанию «культов», сформулированному Беккером, исследователями был добавлен ряд характеристик, отражающих современный социокультурный контекст возникновения К. н. Прежде всего указывается на существование благоприятной для К. н. среды обитания («cultic milieu») - плюралистического общества, в массовом сознании которого заметное место занимают увлечения мистикой, магией, эзотерическими учениями и т. п. Эта обстановка порождает еще одно явление, способствующее существованию К. н., - постоянно пополняющийся контингент «ищущих» («seekers»), т. е. пребывающих в духовном поиске, но так и не совершивших окончательного определенного выбора. Какая-то часть этого контингента не испытывает дискомфорта от такой неопределенности, напротив - воспринимает свои перемещения из одной религиозной общности в другую как акты собственного духовного роста, накопления эзотерического опыта. Периодические «остановки » на этом пути и приводят к образованию то одного, то другого К. н. Подавляющее большинство «культов» весьма краткосрочны, их состав текуч. В отличие от религиозного сектантства, от приверженцев К. н., как правило, не требуется строгих ограничений в их повседневной жизни (если только они не идут на это добровольно) или категорического разрыва с прежней религиозной ориентацией. Если появляются какие-либо лидеры, то они имеют лишь недолговременное влияние, которое быстро вытесняется популярностью создателей новых К. н. Среди отношений, на основе которых формируются наиболее распространённые модели «культового поведения», выделяются «аудиторные» и «клиентские». «Аудиторные» отношения состоят в усвоении «культовых» норм и ценностей опосредованно, через каналы массовой информации, специфическую продукцию печатных и электронных изданий и т. п. Эти отношения не предусматривают каких-то явных организационных форм и процедур членства, могут обходиться и без персонифицированного лидерства. «Клиентские» отношения строятся по типу оказания «духовных услуг» (совершение магических операций по заказу клиента, целительские действия, обучение психотехникам и пр.) потребителям со стороны индивидов, пользующихся авторитетом как обладатели сверхобычных способностей. Такие отношения регламентируются в основном режимом предоставления запрашиваемых услуг (расписанием и местом приема или проведения занятий, приобретением клиентами специальной литературы или предметов и т. п.). При относительно длительном соответствии почитаемых ценностей потребностям приверженцев К. н. может начаться организационная институциализация «культов». В таком случае не исключена эволюция от «харизматического культа» (поддерживается личной харизмой основателя) к «устоявшемуся культу» (воспроизводится сложившимся кругом учеников и последователей харизматического лидера) и далее к «централизованному культу» (опирается на административную структуру, имеет легитимные учреждения). На последней из этих стадий «культ» может перерасти в новое религиозное движение, а в условиях плюрализма религиозного - получить общественное признание как допустимая форма религиозного самоопределения верующих. В зависимости от мотивов, по которым возникает временная консолидация индивидов вокруг какого-либо «культа», в массиве К. н. выделяются несколько разновидностей религиозных групп. «Альтернативные» группы ориентированы на выработку у своих членов отдельных положительных изменений в их собственном мировоззрении и поведении; они не практикуют контроля над участниками, не выдвигают требований социального переустройства и не вызывают общественной обеспокоенности. «Спасающие» группы стремятся к полному обновлению сознания и образа жизни последователей на началах исповедуемого учения, но также не затрагивают существующий общественный порядок и не применяют принудительного удержания в своих рядах. Конфликтность для этих групп возникает в основном при отношениях с семьями неофитов, не желающими смириться с «уходом » родственников в К. н. «Реформистские» группы не довольствуются одним только внутренним самоусовершенствованием, полагая необходимыми и некоторые перемены социального характера. Но общество и культура не рассматриваются ими как полностью враждебные и обновленческие инициативы заявляются именно как реформирование, а не как полное упразднение существующего. «Трансформистские» группы являются наиболее радикальными. Они отвергают все существующие институты государства и общества, представляя себя носителями миссии по коренному переустройству мира. В этих группах сильны настроения исключительности и имеет место контроль за деятельностью их участников. Не исчерпывая всего спектра возможных организационных форм К. н., данная классификация обозначает наиболее распространенные из них и нередко применяется в зарубежной социологии религии.
Источник: Социология религии. Словарь.