КУЛЬТ НЕТРАДИЦИОННЫЙ

Найдено 1 определение
КУЛЬТ НЕТРАДИЦИОННЫЙ
объединение верующих, возникшее вне организационной структуры традиционных религий, для совместного почитания какого-либо духовного лидера, чье учение и предлагаемые практики воспринимаются ими как способ благоприятного удовлетворения всего спектра их жизненных потребностей. В отличие от понятия культа религиозного, под К. н. принято понимать один из современных типов объединений религиозных (см. Типология религиозных объединений). Считается, что некоторые признаки, свойственные К. н., были отмечены еще в начале XX в. Трёльчем в его типологическом описании мистических движений как самостоятельной формы религиозных исканий. Трёльч обратил внимание на процесс индивидуализации религиозных настроений, их внедоктринальную направленность, ориентацию верующих на личный мистический опыт богообщения, ситуативность и неустойчивость возникающих при таком состоянии групп религиозных. В 1930-е годы эти признаки были систематизированы и дополнены в исследованиях Беккера, который выявил их наличие у определенного типа религиозных объединений, названных «культами». Этот тип характеризуется отказом верующих от неукоснительного следования какому-то предписанному традицией образу священного. Основой объединения, обычно аморфного и непродолжительного, становится авторитет неформального духовного лидера (см. Харизматическое лидерство религиозное) и (или) разделяемые членами группы идеи и совместные экстатические переживания при широкой вариативности выбираемых практик религиозных и отсутствии строгих неукоснительных обязанностей внутри группы. С середины XX в. изучение феномена К. н. становится все более распространенным как в светской социологии религии, так и в религиозной социологии. Первоначально, в 1950-1960-е годы, наблюдаемые в это время К. н. отождествлялись некоторыми исследователями с сектами религиозными. Однако уже в середине 1960-х годов британские (Уилсон, Уоллис) и американские (Фичтер) социологи религии обосновали необходимость различения религиозного сектантства и К. н. Отмечалось, что К. н. не имеют исторических связей с какими-либо ранее сложившимися религиями, подобных тем, которые свойственны религиозным сектам. Дальнейшие исследования (в Великобритании - Баркер, Бекфорд в США - Байнбридж, Лофлэнд, Ричардсон, Робертсон, Старк) показали возможность дифференциации К. н. и новых религиозных движений. При некоторых общих чертах эти движения и К. н. имеют явные различия в организационном плане, а также в перспективах и масштабах распространения. К описанию «культов», сформулированному Беккером, исследователями был добавлен ряд характеристик, отражающих современный социокультурный контекст возникновения К. н. Прежде всего указывается на существование благоприятной для К. н. среды обитания («cultic milieu») - плюралистического общества, в массовом сознании которого заметное место занимают увлечения мистикой, магией, эзотерическими учениями и т. п. Эта обстановка порождает еще одно явление, способствующее существованию К. н., - постоянно пополняющийся контингент «ищущих» («seekers»), т. е. пребывающих в духовном поиске, но так и не совершивших окончательного определенного выбора. Какая-то часть этого контингента не испытывает дискомфорта от такой неопределенности, напротив - воспринимает свои перемещения из одной религиозной общности в другую как акты собственного духовного роста, накопления эзотерического опыта. Периодические «остановки » на этом пути и приводят к образованию то одного, то другого К. н. Подавляющее большинство «культов» весьма краткосрочны, их состав текуч. В отличие от религиозного сектантства, от приверженцев К. н., как правило, не требуется строгих ограничений в их повседневной жизни (если только они не идут на это добровольно) или категорического разрыва с прежней религиозной ориентацией. Если появляются какие-либо лидеры, то они имеют лишь недолговременное влияние, которое быстро вытесняется популярностью создателей новых К. н. Среди отношений, на основе которых формируются наиболее распространённые модели «культового поведения», выделяются «аудиторные» и «клиентские». «Аудиторные» отношения состоят в усвоении «культовых» норм и ценностей опосредованно, через каналы массовой информации, специфическую продукцию печатных и электронных изданий и т. п. Эти отношения не предусматривают каких-то явных организационных форм и процедур членства, могут обходиться и без персонифицированного лидерства. «Клиентские» отношения строятся по типу оказания «духовных услуг» (совершение магических операций по заказу клиента, целительские действия, обучение психотехникам и пр.) потребителям со стороны индивидов, пользующихся авторитетом как обладатели сверхобычных способностей. Такие отношения регламентируются в основном режимом предоставления запрашиваемых услуг (расписанием и местом приема или проведения занятий, приобретением клиентами специальной литературы или предметов и т. п.). При относительно длительном соответствии почитаемых ценностей потребностям приверженцев К. н. может начаться организационная институциализация «культов». В таком случае не исключена эволюция от «харизматического культа» (поддерживается личной харизмой основателя) к «устоявшемуся культу» (воспроизводится сложившимся кругом учеников и последователей харизматического лидера) и далее к «централизованному культу» (опирается на административную структуру, имеет легитимные учреждения). На последней из этих стадий «культ» может перерасти в новое религиозное движение, а в условиях плюрализма религиозного - получить общественное признание как допустимая форма религиозного самоопределения верующих. В зависимости от мотивов, по которым возникает временная консолидация индивидов вокруг какого-либо «культа», в массиве К. н. выделяются несколько разновидностей религиозных групп. «Альтернативные» группы ориентированы на выработку у своих членов отдельных положительных изменений в их собственном мировоззрении и поведении; они не практикуют контроля над участниками, не выдвигают требований социального переустройства и не вызывают общественной обеспокоенности. «Спасающие» группы стремятся к полному обновлению сознания и образа жизни последователей на началах исповедуемого учения, но также не затрагивают существующий общественный порядок и не применяют принудительного удержания в своих рядах. Конфликтность для этих групп возникает в основном при отношениях с семьями неофитов, не желающими смириться с «уходом » родственников в К. н. «Реформистские» группы не довольствуются одним только внутренним самоусовершенствованием, полагая необходимыми и некоторые перемены социального характера. Но общество и культура не рассматриваются ими как полностью враждебные и обновленческие инициативы заявляются именно как реформирование, а не как полное упразднение существующего. «Трансформистские» группы являются наиболее радикальными. Они отвергают все существующие институты государства и общества, представляя себя носителями миссии по коренному переустройству мира. В этих группах сильны настроения исключительности и имеет место контроль за деятельностью их участников. Не исчерпывая всего спектра возможных организационных форм К. н., данная классификация обозначает наиболее распространенные из них и нередко применяется в зарубежной социологии религии.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
275.70 кб

Современная культура: нетрадиционный подход

Геращенко Л. Л., Малышев В. С.
Наша статья посвящена пересечению культуры и богословия, этот подход мы называем нетрадиционным, поскольку он находится на пересечении различных областей светского и несветского знания.
Читать PDF
275.77 кб

Современная культура: нетрадиционный подход

Малышев В. С., Геращенко Л. Л.
Наша статья посвящена пересечению культуры и богословия, этот подход мы называем нетрадиционным, поскольку он находится на пересечении различных областей светского и несветского знания.
Читать PDF
812.06 кб

Быть или понимать: универсальность нетрадиционной культуры (Часть 2)

Румянцев Олег Константинович
В статье обсуждаются метафизические предпосылки (кантовская метафизика конечного разума) и генеалогия новоевропейского проекта универсальности нетрадиционной культуры.
Читать PDF
361.74 кб

Некоторые вопросы теории современных нетрадиционных религий и культов

Белоножко Е. П., Мошкин А. Н.
Статья посвящена исследованию некоторых теоретических проблем возникновения современных новых религий и культов, которые изолируя человека от мира, берут на себя роль заместителя всех духовных потребностей, выполняют иллюзорно-ком
Читать PDF
186.27 кб

Организационная культура вуза: нетрадиционные подходы к ее восприятию и изучению

Масилова М. Г.
Статья посвящена выявлению значимости организационной культуры в вузе и влиянию ее на совершенствование управления кадрами.
Читать PDF
270.07 кб

Современные нетрадиционные методы овладения иностранными языками в культурно-антропологической персп

Филиппов С. И.
В статье исследуются причины популярности и воспроизводства современных нетрадиционных форм и методов овладения иностранными языками, которые включают в себя широкий спектр явлений от овладения иностранными языками в пограничных с
Читать PDF
916.48 кб

Развитие профессиональных качеств педагога физической культуры и спорта посредством нетрадиционных м

Чесноков А. В.
In this article an experimental researches of the biomechanical stimulation methodic are presented as factor of professional and technical quality increasing for teacher on physical culture and sport.
Читать PDF
150.60 кб

Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования культуры зд

Верхорубова О. В.
В статье рассматривается понятие «культура здоровья» и характеристики ее составляющих. Автором предлагается программа спецкурса, направленная на формирование культуры здоровья у студентов