Культ творца

Найдено 1 определение
Культ творца
(автора, художника). Культ митця. Cult of the artist. Тенденция в масскульте и социологических концепциях контркультуры, направленная на преувеличение, непомерное возвеличивание социальной роли художника (артиста) и его творчества. Логика социологического мышления представителя контркультуры, основанного на противопоставлении массовой и элитарной культуры, с необходимостью подводит к возвеличиванию художника, способного дать ответы на вопросы, поставленные конфликтом между данными культурами, а также между культурой в целом и буржуазным обществом, находящимся в кризисном состоянии и не способном выйти из него без обеспечения свободы художественного творчества. Таким образом, не состояние общества определяет господствующие тенденции в искусстве, а совсем наоборот, – искусство определяет состояние общества, и все созданное художником обретает некоторую самодостаточность и служит образцом для подражания. Общество, таким образом, лишь объект влияния творческих личностей, результат их “субъективного видения”, “творческого воображения” или “самовыражения”, а любое его сопротивление, выделение групп, противостоящих такому влиянию, выдвигая другие идеи или создавая альтернативные произведения, рассматривается как подавление свободы творчества. Конечно, нельзя не учитывать возможностей влияния художников на публику, но при этом остается без ответа вопрос – как, на какой объективной основе возникают сами художественные средства влияния. Отсутствие ответа на поставленный вопрос и приводит к своеобразному обожествлению творцов художественных ценностей, и, следовательно, еще большему разделению массовой и элитарной культуры. К. т. – своеобразное восстание в контркультуре против тенденций омассовления (Хосе Ортега-иГассет) в культуре и искусстве, якобы преодолеваемых резким противопоставлением масскульта культуре социальной элиты, которая должна, по идее, служить образцом социальных ориентаций. Но по своему социальному смыслу и значению это и есть сам процесс омассовления. Отрицание художником социальных реалий общества с кризисной культурой совершенно не означает, что он в своем самовыражении обретает реальную свободу. Это его самовыражение – лишь конструкция иллюзий и показатель зависимости от кризиса и неспособности (или нежелания) участвовать в практическом его преодолении. На такой основе и возникают теории “ангажированного искусства” Ж.-П. Сартра, “этатизации культуры” А. Лефевра, “конца искусства” Г. Маркузе, “автономного искусства” Т. Адорно и др. См. также Контркультура (альтернативная культура) и Массовая культура.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
230.59 кб

Экранная культура: творцы и потребители

Шигапова И. И.
В данной статье анализируются современные проблемы экранной культуры в контексте взаимоот-ношений творца и потребителя экранного продукта, возникших с развитием кинотехники и возможностей их использования в создании аудиовизуальны
Читать PDF
352.52 кб

Локус театрального творца в современной провинциальной культуре

Дидковская Наталья Александровна
Читать PDF
245.86 кб

Антропологические представления о человеке как творца и производного культуры

Ромах О. В., Лапина Т. С.
в статье анализируются задачи философской антропологии должной раскрыять, что значит для человека быть самим собой, иметь, сбываться и осуществляться.
Читать PDF
101.66 кб

Религиозные представления о Творце мира в первобытной культуре народов Дальнего Востока: нивхов и на

Голубев Дионисий Георгиевич
В статье показывается, как примитивные в цивилизационном смысле племена и народы могут содержать в своей духовной культуре высокие представления о едином Творце мира, творении первых людей и развитое этическое учение об отношениях