КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ
англ. culture, spiritual; нем. Kultur, geistige. Совокупность результатов деятельности, связанной со сверхсознанием и духовностью; К. д. включает науку, философию, мораль, искусство, религию, политику, право.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ
сфера создания, распространения и потребления результатов духовной деятельности: различные виды искусства и литературы, образование, просвещение, воспитание, деятельность средств массовой коммуникации. Подразделяется на политическую, эстетическую и художественную, нравственную, научную и т. д.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Культура духовная
часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее результаты. Духовная культура объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, мифологию, религию, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развития самого человека.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов человеческого труда, имеющих значение для духовного развития общества и личности.
Духовная культура
Собрание фактов духовной общественной жизни, характеризующих моральное, эмоциональное, умственное развитие человечества, развитие стилей и стилевых запросов людей, их систематизация и распространение через все виды образования и просвещения, произведения искусств, ремесел, литературных памятников и др. Содержанием духовной культуры являются мораль и нравственность, образцы учености и мудрости, достижения научных и технических, правовых и медицинских, экономических и социологических теорий, произведения художественного творчества, завоевания государственной и военной, философской и религиозной мысли.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ
совокупность способов духовной деятельности людей и ее результатов, представленных в разнообразных формах. Артефакты К.д. существуют в виде системы ценностей, убеждений, обычаев, норм и образцов поведения, сложившихся в конкретно-исторических социальных условиях. К.д. состоит из следующих духовных образований: наука, философия, мифология, религия, искусство, мораль, право, идеология, образование и просвещение. К.д. характеризует уровень развития сознания человека, степень реализации его как творческой личности. К.д. является мировоззренческим ядром личности, формирует отношение человека к миру, другим людям и самому себе. К.д. внутренне взаимосвязана с материально-техническим развитием общества, составляет диалектическое единство с культурой материальной. Каждый артефакт материальной культуры в качестве своего содержания включает сознательные, духовные компоненты. В то же время К.д. существует, сохраняется и передается в материальной, объективированной форме (в виде картин, книг, механизмов и т. д.).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ
часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. К.д. включает нравственность, воспитание, просвещение, право философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. К.д. характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть вкчючен в человеч. практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека. Вместе с тем К.д. (идеи, теории, образы и т. д.) может существовать, сохраняться и передаваться гл.обр. в материальной форме, - в виде книг, картин и т. п. В культуре материя выступает в преобразованном виде, в ней опредмечиваются способности и сущностные силы человека. Т.обр., противопоставление и деление культуры на материальную и духовную относительно, условно, обе они образуют единство. Духовное и материальное в культуре не статичны, не рядоположены, а выражаются друг через друга, существуют, лишь переходя друг в друга в процессе соц. деятельности людей. К.д. формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря К.д. могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии К.д. Ломка вековых традиций, насилие над культурой, селективный подход к культурному наследию ведут к духовному оскудению народа, утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения людей, не восприимчивых к культур-но-историч. наследию, не способных отличить временное от вечного. Бездуховность, пренебрежение общечеловеч. ценностями - факторы, способствующие деградации об-ва, дестабилизации обществ. структур. Лит.: Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы. М., 1981; Категории философии и категории культуры. Киев, 1983; Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Культура в светском обществе. М., 1988. И.Б. Орлова
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Культура духовная
Культура духовна. Spiritual culture. Процесс и результат духовного освоения мира индивидами и группами. Результаты освоения мира выражаются в таких формах общественного сознания, как: наука, мораль, философия, искусство, право, политика, религия, а также в конкретных, развивающихся вместе с ними, чувственных и рациональных способностях людей. К. д. при этом составляет внутренний мир индивида, т. е. интериоризирована в его сознании и поведении, но существует как результат духовного развития общества, вне зависимости от каждого конкретного индивида. Социализация индивида и предполагает освоение им данных результатов с тем, чтобы он мог жить среди людей, т. е. по законам культуры. Духовная культура может существовать как в непосредственной, так и в отчужденной , как в положительной, т. е. способствующей поступательному развитию общества, так и в отрицательной, т. е. сдерживающей его развитие или даже приносящей прямой вред, формах. Это, например, знания, умения, навыки, привычки, верования, часть из которых более или менее отвечает действительности и которые в совокупности носят название “опыт”; и религиозная вера или иллюзорная форма, которые противостоят своим содержанием практическому опыту и потому, опираясь на систему догматов, отрицают культурную значимость любого доказательства. Другой отчужденной формой культуры для индивида является все то, что недоступно ему и воспринимается в качестве не просто чужого, а чуждого. Подобный антиномизм К. д. отражается на социальном поведении ее субъектов и определяет собой фундаментальную культурную оппозицию между светским (мирским, или, как его определяет религия, профанным) и религиозным (сакральным, что, опять же, религией определяется как сверхприродное , требующее подчинить себе человеческую гордыню через молитву). Другой оппозицией есть опозиция своего и чужого. Исходя из этого, можно сказать, что категории К. д., как и культуры вообще, подразделяются на категории позитивной и негативной культуры, или антикультуры. Те из них, которые способствуют развитию человека, относятся к позитивной культуре. Категории негативной культуры воплощают в себе: а) отчужденные культурные формы, противостоящие человеку в виде чуждых и независимых от него сил (какими, например, являются религиозные представления); б) негативные результаты его культурно-исторического развития, воплощающие в себе опыт борьбы за выживание в форме неподавленных культурой негативных эмоциональных реакций (злости, например); в) обретенные исторически формы социальных отношений, в которых проявляется рационально не осмысленная оценка человеческого социального неравенства (зависть, девиация и т. д.); г) прямое противостояние духовных ценностей, требующее выбора. Особой проблемой исследований в социологии культуры может быть анализ процесса, форм и способов институализации форм общественного сознания, а также результатов деятельности этих институтов. См. также Антикультура, Негативная
культура и Контркультура (альтернативная культура).
культура и Контркультура (альтернативная культура).