КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Этническая культура
совокупность только тех производимых и потребляемых этносом культурных элементов и структур, которые обладают ярко выраженной этнической спецификой и воспринимаются как характерные только для данного этноса. Тем самым, Э.к. выполняет этнодифференцирующую функцию в рамках оппозиции «мы – не мы» (или «наше – не наше») и одновременно этноинтегрирующую функцию, которая способствует осознанию своего этнического единства всеми различными, зачастую дисперсно разбросанными, частями данного этноса.
Носители одной Э.к. связаны между собой общностью происхождения, совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью и, главное, проживанием в конкретных природно-географических условиях. Поэтому Э.к. всегда однородна по своей структуре и самобытна по своему характеру. Так, например, основными элементами одежды большинства этносов Индии являются несшивные набедренные повязки, дхоти, лунги, сари, чалма и т.п., поскольку они наиболее оптимально отвечают климатическим условиям, однако цвет, узор и длина ткани, способ фиксации на теле человека индивидуальны у каждого этноса.
Э.к. – тот основной критерий, по которому разграничивают даже народы, родственные по происхождению, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой устойчивыми хозяйственными связями. Так, например, в Боснии и Герцоговине сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном сербохорватском языке, обитают на смежных территориях, имеют общую экономическую базу, но, тем не менее, являются самостоятельными этносами со своей самобытной культурой. Во многом это обусловлено различиями в их религиозных взглядах, сербы – православные христиане, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане.
Всё это свидетельствует, что нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой Э.к. Если этнос утрачивает свою Э.к., он перестаёт существовать как самостоятельный народ. Э.к. обеспечивает каждому этносу его интеграцию, стабильность и самостоятельность как этнической системы.
Носители одной Э.к. связаны между собой общностью происхождения, совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью и, главное, проживанием в конкретных природно-географических условиях. Поэтому Э.к. всегда однородна по своей структуре и самобытна по своему характеру. Так, например, основными элементами одежды большинства этносов Индии являются несшивные набедренные повязки, дхоти, лунги, сари, чалма и т.п., поскольку они наиболее оптимально отвечают климатическим условиям, однако цвет, узор и длина ткани, способ фиксации на теле человека индивидуальны у каждого этноса.
Э.к. – тот основной критерий, по которому разграничивают даже народы, родственные по происхождению, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой устойчивыми хозяйственными связями. Так, например, в Боснии и Герцоговине сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном сербохорватском языке, обитают на смежных территориях, имеют общую экономическую базу, но, тем не менее, являются самостоятельными этносами со своей самобытной культурой. Во многом это обусловлено различиями в их религиозных взглядах, сербы – православные христиане, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане.
Всё это свидетельствует, что нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой Э.к. Если этнос утрачивает свою Э.к., он перестаёт существовать как самостоятельный народ. Э.к. обеспечивает каждому этносу его интеграцию, стабильность и самостоятельность как этнической системы.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ
(англ. - ethnic culture, нем.- ethnische Kultur) - та часть культурного этноса, которая для него специфична. Общий массив культуры этноса охватывает все формы, способы и результаты деятельности, бытующие в данном этносе, всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений: сюда относятся иноэтнические заимствования, комплексы и элементы интернациональной общемировой культуры, зональные культурные черты, присущие ряду соседних или родственных этносов. В отличие от общей культуры этноса специфичная К.Э. охватывает только ту часть культуры этноса, которая воспринимается и самим этим этносом, и его соседями, как характерная именно для него, ассоциируемая с ним, и тем самым выполняющая как этноинтегрирующие, так и этнодифференцирующие функции. В К.Э. входят этнические традиции (см.), этническая символика (см.) , этнически специфичные ("национальные") формы материальной культуры - жилище, одежда, пища, явления фольклора (эпоса, музыки, танцев и т.д.), а в урбанизированном обществе и той профессиональной художественной культуры, в которой ее создатели и потребители осознают наличие национальных мотивов или актуальной для их этносоциального бытия тематики. Явление этнической культуры не обязательно должно быть ограничено одним этносом: оно может быть присуще ряду этносов, но важно его осознание в данном этносе как своего, ощущение его эмоциональной и символической связи с данным этносом. Так, жилище с пирамидальным перекрытием известно у грузин как "дарбази", у армян как "глхатун", у азербайджанцев как "гарадам" в почти идентичной форме, но каждым этносом осознается как свое исконное, как часть своей этнически специфической культуры. Реальная этнология явления культуры для такого осознания не имеет значения, а по народной этиологии обычно каждый этнос осознает такое явление как ранее всех присущее ему, а остальными заимствованное. Впрочем, и заведомо заимствованные явления могут интегрироваться в К.Э. Так, в южной части Японии некоторые виды праздничной снеди (бисквит касутэра, поджарка теэмпура и др.) заведомо известны как заимствованные в XYI-XYII вв. у португальцев, однако, входят в местную К.Э. и даже считаются своего рода локальными национальными символами. К.Э. далеко не всегда, особенно в наши дни, функционирует как целостная система, однако отдельные ее элементы всегда выступают как совершенно необходимые скрепы системной целостности любого этносоциального организма.
Лит.: Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействия. И., 1989.
Козлов В.И. Этнос и культура (к проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры)// Сов.этнография, 1979, N 3
С.А.Арутюнов
Лит.: Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействия. И., 1989.
Козлов В.И. Этнос и культура (к проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры)// Сов.этнография, 1979, N 3
С.А.Арутюнов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ
совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком. Это прежде всего те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, народное искусство, нормы поведения и т. п. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная. Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусах.
Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза «мы — они», «свои — чужие». Поэтому этнос — только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Таким образом, самосознание выступает не только как отражение реально существующей общности, но и как определение реально существующих различий. Потребность дифференциации приводит к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяются в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему. Своеобразие культурного облика является тем основным критерием, по которому разграничиваются народы, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой хозяйственно Так, например, на северо-западе России, в Карелии и Ленинградской области карелы и вепсы на протяжении многих столетий живут рядом с русскими, находятся с ними в самых тесных хозяйственных связях, часто даже в быту говорят по-русски, но сохраняют некоторые специфические особенности материальной и духовной культуры (жилища, пищи, одежды, устного народного творчества и т. п.) и сознают свою принадлежность к различным этносам. В Боснии и Герцеговине сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном и том же сербохорватском языке, обитают на смежных территориях, имеют общую экономическую базу, но тем не менее являются самостоятельными народами со своей самобытной культурой.
Эти примеры показывают, что могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос. Культура этноса обеспечивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», т. к. выполняют и этнодифференцируюшие функции, становятся основой для различения «мы» и «они». Взаимодействие К. э. внутренне противоречиво. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, обмену и т. д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания и стремлением к закреплению этнической специфики. В публицистике и научно-популярной литературе нередко неправомерно отождествляются понятия этнической и национальной культур. Однако источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация — более сложное и позднее образование. Конечно, этничность не исчезает с формированием нации. И все же нация образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникации, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов — наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо большие возможности для дифференциации.
Этнические признаки культуры могут существовать отдельно от нации. Русские, армяне, украинцы в различных странах зарубежья длительное время сохраняют привязанность к своей этнической родине (хотя и не обязательно к государству), несмотря на то, что в основных социокультурных характеристиках уже относятся (и относят сами себя) к той нации и тому государству, членами и гражданами которых они являются. Вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру. Только с помощью конкретного анализа можно узнать, какие черты национальной культуры восприняты субкультурой данного этноса и какими образом осуществляется интеграция нации в целом.
Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза «мы — они», «свои — чужие». Поэтому этнос — только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Таким образом, самосознание выступает не только как отражение реально существующей общности, но и как определение реально существующих различий. Потребность дифференциации приводит к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяются в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему. Своеобразие культурного облика является тем основным критерием, по которому разграничиваются народы, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой хозяйственно Так, например, на северо-западе России, в Карелии и Ленинградской области карелы и вепсы на протяжении многих столетий живут рядом с русскими, находятся с ними в самых тесных хозяйственных связях, часто даже в быту говорят по-русски, но сохраняют некоторые специфические особенности материальной и духовной культуры (жилища, пищи, одежды, устного народного творчества и т. п.) и сознают свою принадлежность к различным этносам. В Боснии и Герцеговине сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном и том же сербохорватском языке, обитают на смежных территориях, имеют общую экономическую базу, но тем не менее являются самостоятельными народами со своей самобытной культурой.
Эти примеры показывают, что могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос. Культура этноса обеспечивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», т. к. выполняют и этнодифференцируюшие функции, становятся основой для различения «мы» и «они». Взаимодействие К. э. внутренне противоречиво. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, обмену и т. д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания и стремлением к закреплению этнической специфики. В публицистике и научно-популярной литературе нередко неправомерно отождествляются понятия этнической и национальной культур. Однако источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация — более сложное и позднее образование. Конечно, этничность не исчезает с формированием нации. И все же нация образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникации, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов — наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо большие возможности для дифференциации.
Этнические признаки культуры могут существовать отдельно от нации. Русские, армяне, украинцы в различных странах зарубежья длительное время сохраняют привязанность к своей этнической родине (хотя и не обязательно к государству), несмотря на то, что в основных социокультурных характеристиках уже относятся (и относят сами себя) к той нации и тому государству, членами и гражданами которых они являются. Вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру. Только с помощью конкретного анализа можно узнать, какие черты национальной культуры восприняты субкультурой данного этноса и какими образом осуществляется интеграция нации в целом.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.