КУЛЬТУРА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Культура массового потребления
Культура масового споживання. Culture of mass consumption. 1. Ориентация в условиях рыночной экономики на маркетинг с целью стимулирования потребления товаров и услуг. 2. Культура потребления, чертами которой являются потребление, определяемое местом в социальной структуре, статусом и ориентацией на престиж. Аналитики К. м. п. часто используют понятия “культурное манипулирование” и “индивидуальный потребительский суверенитет”, который может нарушаться рекламными технологиями, навязывающими потребителям товары, не входящие в перечень товаров первой необходимости и без которых они могут обойтись.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

КУЛЬТУРА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
consumer culture) – 1. Ориентация в современных капиталистических обществах на маркетинг и потребление товаров (услуг). 2. "Дифференцированно-статусная" и "сегментированно-рыночная" культура современных обществ, в которых индивидуальные вкусы отражают не только социальные характеристики (возраст, пол, занятость, этнос и т.д.), и социальные ценности, а также индивидуальные образы жизни потребителей. Хотя в прежние времена социология была склонна считать кул, туру массового потребления манипулируемой и стадиально управляемой, сегодня очевидно, что ни модель культурного манипулирования, ни модель индивидуального "потребительского суверенитета", предпочитаемая экономистами, сами по себе не могут адекватно отразить обозначаемые процессы. Как показал Фитерстоун (1990), в капиталистических обществах потребление (а) непрерывно поощряется с тем, чтобы поддерживалось производство и обеспечивался стимул к труду; (б) стало важным признаком статусного дифференцирования всех социальных групп; (в) является главным источником наших удовольствий и грез. Все эти аспекты, надо полагать, включают сложные, подчас противоречивые отношения. С одной стороны, несомненно, новое манипулирование потребностями, например, элементами фиктивной "ностальгии" и "попурри", порожденными туризмом и промышленностью "наследия" (см. Роджек, 1993). С другой стороны, в соответствии с теориями постфордизма производство все более ориентируется на нужды специалистов, расширяя культурное разнообразие, индивидуальный выбор и самовыражение. Таким образом, интерес к культуре массового потребления выдвинул "культурные вопросы на передний план" и стремится выйти за пределы чисто негативных оценок удовольствий потребления в прежних теориях массовой культуры. См. также Реклама; Бодрияр; Постмодернизм.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
425.90 кб

Духовная культура в эпоху массового потребления: симуляция против подлинности

Мочалова И.Н.
Читать PDF
385.30 кб

Рецензия на кн. : ильин А. Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление: моног

Кадневский В. М.