совокупность культурных достижений, присущих данной нации в лице ее отдельных представителей, локальных групп и т. п. вне зависимости от того, имеют ли различные элементы этого национального достояния специфическую национальную окраску или национально нейтральны. К. и. есть вся историческая совокупность материальных, общественно-политических, технологических, научных, философских, этических, эстетических и прочих ценностей, созданных данной нацией непосредственно, равно как и ценностей, полученных ею в процессе взаимодействия с другими нациями и активно используемых в своем прогрессе во всех сферах общественной жизни.
К. н. свидетельствует о роли и степени участия нации в глобальных социально-экономических процессах: индустриальном прогрессе, политической организации общества, развитии науки, образования, культуры, информационных систем и т. п. К. н. раскрывает специфику творчества нации, динамику ее миропонимания и мировоззрения, выражает общечеловеческую сущность жизнедеятельности нации, ее отношение к социально-экономическим и историко-культурным процессам. К. н. — неотъемлемая составная часть мировой культуры. Культура занимает очень важное место в историческом развитии каждой нации и в формировании ее национального самосознания. В современных условиях материальная культура содержит значительно меньше национальной специфики и не всегда выступает «опорой» национального самосознания. Поэтому ориентация на духовную культуру в значительно большей степени служит выражением национального самосознания. К. н. обеспечивает не только ее интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», т. к. выполняют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения «мы» и «они». Мировые процессы интеграции экономической, политической и культурной жизни нации породили новый компонент культуры — современный, когда рядом с культурой с большой буквы создавалось особое культурное состояние, альтернативное по отношению к традиционному. Нынешняя социокультурная ситуация требует понимания взаимодействия этих двух важнейших звеньев духовной жизни.
К. н. можно разграничить на народную и официальную («высокую»). Народная культура представляет собой синтез нескольких традиций. Ее общий облик определяется явлениями и ценностями, образованными народом в согласии с его представлениями, взглядами и потребностями. Каждая историческая эпоха имела особую народную культуру и отличающуюся от нее, особую официальную культуру. Характеризуя К. н., необходимо особо подчеркнуть, что ее этническая специфика далеко не сводится к архаичным элементам культуры. Этнические функции (отличие одного этноса от другого) выполняет и профессиональная культура: литературный язык, художественная литература, профессиональное искусство и т. д. Ведь совершенно очевидно, что такого рода компоненты культуры у каждого этноса обладают характерной именно для него спецификой. Это обстоятельство тем более важно иметь в виду, поскольку в научной литературе встречается тенденция архаизации этнических свойств современных этносоциальных общностей — наций.
В жизни культуры любой нации имеют место две объективные тенденции. Первая из них заключается в том, что К. н, открыта для культур других народов, всегда связана с ними, обогащается их ценностями, традициями, идеалами. Это значит, что К. н. интернациональна, ибо полностью изолированное существование нации невозможно. В противном случае К. н. будет творчески однообразна и духовно скудна. Вторая тенденция в жизни К. н. состоит в том, что как бы ни соприкасались и ни общались между собой и ни проникали друг в друга К. м., эта связь всегда относительна ибо она не растворяет, не исключает автономности и уникальности культуры каждой нации. Следовательно, К. н. всегда и национальна, и интернациональна. Высшие достижения культуры каждой нации в то же время становятся достоянием культуры других наций.