Культура смеха

Найдено 1 определение
Культура смеха
Культура сміху. Culture of laughter. Способ эмоционального выражения социальных связей, контроля, дистанции и прочее. Учитывая, что смех – многомерная эмоция и, одновременно, форма контроля поведения высмеиваемых, способом оценки их действий, выражением социальной дистанции и прочее, то высмеивающие всегда явно или неявно, осознанно или неосознанно преследуют определенную цель. В К. с., например, А. Радклиф-Браун (Alfred Ragkliff-Brown) выделяет насмешливое отношение, выражаемое в оскорбительном поведении как средстве снятия напряжений, свойственных некоторым социальным структурам, в частности семье. В разряд такого отношения входит, скажем, воровство, способное привести в негодование пострадавшего, или “тещины шутки”. К. с. проявляется двояким образом. Со стороны высмеивающих она выражается в цели и способе высмеивания как социального действия, а со стороны высмеиваемых – в понимании или непонимании этой цели. Но в обоих случаях К. с. содержит в себе требование адекватности: а) предмета и способа высмеивания; б) адекватной реакции на смех со стороны высмеиваемых. Соответствие между способом и предметом высмеивания определяет, достоин предмет быть высмеянным или, наоборот, на его высмеивание существует табу, нарушение которого означает нарушение культурной нормы. Иными словами, здесь К. с. – характеристика степени адекватности эмоциональной оценки предмета смеха и его действительного содержания. Социальная сущность смеха проявляется не только в том, что он вызывается определенными обстоятельствами, складывающимися между людьми, но и в том, насколько смеющийся осознает причины своего смеха. Смех – выражение дистанции между смеющимся и тем, над кем или над чем он смеется, а форма смеха (злой, добрый и т. д.) – степень дистанцирования. Смех во всех его формах сохраняет две главные свои особенности: а) нескрываемое чувство превосходства над предметом насмешки и б) способ контроля социального поведения высмеиваемых. Исходя из этого, можно сказать, что К. с. проявляется в том, как относится смеющийся к своему превосходству, насколько он осознает степень своего превосходства, и не иллюзорно ли оно. Форма смеха, таким образом, – знак самооценки смеющегося и знак оценки значимости для него другого. В этом плане К. с. характеризует и отношение смеющегося к предмету смеха, и его отношение к себе в момент смеха, где первое становится критерием самооценки. И вот по тому, насколько адекватна самооценка смеющегося, можно разделить смех на добрый и злой. Раскрытие содержания К. с. дает возможность раскрыть смех как категорию эмоциональной, или духовной культуры индивидов, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Если смех вообще направлен на внешние предметы и явления, на других людей, то К. с. вскрывает скорее внутреннее состояние смеющихся, чем во многом определяются их социальные действия, их отношение к культурным нормам ценностям, идеям, идеалам и т. д. Но так как самооценка здесь тоже эмоциональна и не выражается рациональным образом, да еще и не всегда осознается вообще, то и сам смеющийся может неадекватно оценивать предмет своего высмеивания и, в свою очередь, стать предметом осмеяния. Например, в ходе концерта представитель разговорного жанра говорит с эстрады: “Да они там все тупые!”, – как бы имея в виду жителей заграничных стран. Контекст же всего спича говорит об обратном: “Вы здесь все тупые!”, а зал, к которому он обращается, заливается от смеха. Слушатели не обращают внимания на явное их оскорбление, ибо каждый слушающий считает, что к нему-то лично оскорбление не относится. Он как бы игнорирует коренное слово “все” только потому, что в глаза ведь не принято говорить, что ты тупой. Он считает, что ему доверительно сообщают, что все рядом с ним таковы, и домысливает, что только не он. И он смеется. А в действительности смеются над ним. Адекватность восприятия нарушена. Комизм обретает все черты трагизма. Такой смех часто подают как высшую его культурную форму, как смех над собой. Однако здесь мы имеем дело с так называемым идиотским смехом, потому что нормальной реакцией высмеиваемого является чувство стыда. Идиотский смех исключает ощущение стыда. Торжество победы над вами здесь празднует другой. И его смех не прощающий, а с примесью страха за то, что победа не окончательна, и поэтому такой смех равносилен оскалу. Он и показывает свои зубы. Смех же над собой всегда только добрый. Смех над собой – действительно высшая форма развития К. с., предполагающая наличие способности не только эмоциональной, но и рациональной самооценки: способности видеть в себе негативное начало и стремиться его преодолеть. Непременным спутником такого смеха, как отмечалось, есть стыд. Со времен Аристотеля принято считать, что смех очищает, что высмеянное – равносильно преодоленному. Но смех над собой, сопровождаемый осознанием победы другого, скорее истерический. Он не радостный, не жизнеутверждающий. Но когда смеются спровоцированным смехом, не понимая истинной его причины, то такой смех скорее беспричинный, идиотский. Вот почему в концертных залах стоит гомерический смех, а улицы полны хмурых и злых лиц. Особым пластом в К. с. является смех, вызванный так называемым черным юмором, в котором мы имеем уже не просто дистанцию, а полное отчуждение субъекта смеха от предмета его насмешки. Слабая разработка в социологии проблем К. с. значительно сдерживает возможности развития духовной культуры индивидов, делает их заложниками социальных манипуляций. Среди основных проблем исследования здесь можно назвать необходимость первостепенного изучения того, кто и над чем смеется, т. е. каковы причины и предметы насмешек у тех или иных категорий населения, как различные формы смеха влияют на формирование духовной атмосферы в различных группах, влияние смеха на ценностные ориентации индивидов и т. д. См. также Культура стыда, Смех, Юмор и Юмор черный.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011