Культура страха
Культура страха
Культура страху. Fear-culture. Социальный контроль, осуществляемый систематическим поддержанием различными средствами необходимой степени страха индивидов, групп, классов и даже общества в целом перед двумя взаимосвязанными силами: властью и богом. В самом общем виде социальный страх – это институализированный страх человека перед человеком как форма социального контроля, осуществляемого различными агентами и методами. Агентами культивирования К. с. или устрашения являются, прежде всего, органы поддержания социального порядка (репрессивные государственные органы, церковь, традиционные и нетрадиционные религиозные группы, криминальные структуры), а также СМК. Если в культуре стыда существует угроза утраты репутации и чести, то К. с. поддерживается угрозами физического наказания, применением различного рода лишений (привилегий, гражданства, имеющегося статуса, удовлетворительных условий жизни или материального благополучия и т. д. Наказание в виде ограничения или полного лишения свободы в светском обществе связано уже не только с моральными санкциями, но в зависимости от характера правовой системы, политического режима, уровня политической культуры или других факторов может быть дополнено, например, направленными на определенные социальные слои массовыми репрессиями, пытками или смертной казнью, которые теперь не только имеют значение непосредственного наказания, но играют, прежде всего, превентивную роль. Как раз их превентивность и есть способ культивирования страха. С другой стороны, для устрашения во многих религиях существуют, например, представления об аде как наказании в виде утраты милости бога. Причем, представления об аде (кипящая смола, сковороды, черти и т. д.) часто намеревались перенести на Землю, как бы упреждая и практически подтверждая неотвратимость наказания за грехи после смерти. К примеру, средневековая инквизиция авторитетом церковной власти дополняла светскую, именем бога приняв на себя функции карательных органов (действующих как бы от имени “всевышнего”). Представления об адских страданиях нашли широкое воплощение в искусстве, что служило не только их укреплению, но и развенчанию. См. также Апокалипсис, Виктимизация, Виктимность, Страх и Фобии.