КУЛЬТУРА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
активное определение человеком своей позиции относительно общественной системы ценностей (моральных, социальных, коммуникативных, эстетических, профессиональных и т.п.), что позволяет ему проявлять себя в разных жизненных ситуациях. Реалии сегодняшнего дня требуют от личности навыков быстрой адаптации к разным явлениям социальной жизни, умений принимать самостоятельные ответственные решения и преодолевать жизненные преграды, активизировать личностный потенциал для самореализации и самоутверждения в разных сферах жизнедеятельности. Результаты исследований 90-х годов показывают, что вместе с особенностями возраста, такими как: формирование научного мировоззрения, расширение мировосприятия, появление теоретических интересов; стремление к самостоятельности, потребность в самоутверждении; внутреннее стремление к самореализации, определение жизненных перспектив; осознание личностью собственных возможностей достижения целей в жизни; стремление жить в максимальном напряжении своих способностей проявляются и специфические особенности современной молодежи, а именно: осложнение и обострение проблем, появление новых реалий, существенная поляризация взглядов, установок, ценностных ориентаций, связанных с нестабильностью современной жизни. Проблема жизненного самоопределения подрастающего поколения привлекает все большее внимание ученых и практиков. В последние годы были разработаны и внедрены образовательные программы, основной целью которых является формирование у молодежи здорового образа жизни, развитие психологической, экологической, правовой культуры, овладение навыками жизнетворчества и компетентности. В психолого-педагогических исследованиях активно изучают проблему подготовки молодежи к самостоятельной жизни в разных условиях и механизмы формирования жизненного мира молодого человека, его социальной компетентности. Работая над созданием своего жизненного мира, личность одновременно решает вопросы самопознания и самоусовершенствования, разрабатывает и осуществляет оригинальный и неповторимый жизненный сценарий. Жизнь личности – это решение противоречий, определение соотношения добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Поиск ответов на данные вопросы создает качество жизни и жизненный мир каждого из нас. Существенной преградой на пути самоопределения и самоусовершенствования молодого человека являются не только внешние обстоятельства, но и низкий уровень культуры, отсутствие необходимых знаний о себе как об индивидуальной и неповторимой личности, навыков определения целей собственной жизни с учетом своих способностей и интересов, навыков принятия решений и выбор жизненных приоритетов в изменчивом современном мире. Овладение этими навыками и умениями имеет большое значение и для осуществления жизни личности как целостной самодостаточной системы. Основная идея культуры жизненного самоопределения состоит в комплексном решении проблемы самопознания и самоусовершенствования личности, формирование навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, представителями разных этнических, социальных, культурных и религиозных групп, профессионального самоопределения, навыков безопасного поведения, умения принимать адекватные решения в разных жизненных обстоятельствах, определение и формирование активной гражданской позиции молодого человека. Основа культуры жизненного самоопределения – это философское понимание культуры как общественного феномена, органически соединяющего разнообразие человеческого бытия и деятельности, обусловленные уровнем его воспитания и образования. С точки зрения исторического развития культуры в ней формируются и функционируют особенные значимые категории, которые в дальнейшем определяют понимание человека как субъекта деятельности, общения, отношение к другим и обществу в целом. Поэтому базовыми категориями культуры являются добро и зло, вера и обязательства, справедливость и свобода, формирующие опыт вхождения индивида в систему социально значимых отношений. Базовым компонентом культуры личности выступает ее самоопределение – процесс и результат осознанного выбора личностью собственной жизненной позиции, цели и средств поведения в конкретных жизненных обстоятельствах. Основа самоопределения – ориентация не столько на познание и овладение, сколько на поиск механизмов понимания, прежде всего – себя. Услышать других людей, осмыслить их ценности, сравнить разные позиции, уловить и прислушаться к собственному, внутреннему голосу, осознать смысл своего существования и одновременно определить свое место в культуре, и соответственно и жизни - такое сегодня задание стоит перед теми, кто осуществляет работу с молодежью. Цель культуры жизненного самоопределения состоит в формировании жизненных навыков социальной компетентности – основы для адаптивного и позитивного поведения, что в свою очередь позволяет человеку адекватно выполнять нормы и правила общежития, эффективно решать проблемы повседневной жизни. Такой подход заложен в четырех базовых компонентах развития и становления личности: отношение к себе (личностное самоопределение), отношение к другим (самоопределение в сфере коммуникативной сфере), отношение к деятельности (профессиональное самоопределение), отношение к окружающему миру (общественное самоопределение). Главная задача компонента «отношение к себе» – определение личностью своих внутренних и внешних, сильных и слабых качеств, личностных характеристик, особенностей эмоционального мира, детального анализа и самоанализа потребностей, поведения и определения собственной позиции в системе жизненных ценностей. Основа компонента «отношение к другим» – формирование навыков общения, толерантного отношения и эффективного взаимодействия с взрослыми, ровесниками, представителями другой национальности, вероисповедания, пола без предубеждения, стереотипов и конфликтов. Ведущее задача компонента «отношения к деятельности» – формирование навыков самоорганизации в учебе и досуге, подготовка личности к осознанному выбору профессии как одной из важнейшей составляющей жизненного самоопределения. Задача компонента «отношения к окружающему миру» предполагает осознание личностью многогранности мира, определение себя как его части, гражданина общества и члена мирового сообщества.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)