КУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
Культурная депривация
(от лат. de – приставка в значении завершения действия и privatio – потеря, лишение). Культурна депривація. Cultural deprivation. В западной социологии культуры и социологии образования – сравнительная характеристика общего уровня развития детей из рабочего класса и этнических меньшинств и детей представителей, например, среднего класса. У первых, как правило, отмечается отставание развития, поскольку их родители вследствие нужды и лишений не могут обеспечить необходимый уровень развития и, прежде всего, образования. См. также Культурный фон, Образования барьеры, Стратификация и Функции образования латентные.
КУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
cultural deprivation) — отсутствие соответствующих культурных ресурсов, например, языка и знания. Понятие использовалось для объяснения ограничений в образовании рабочего класса и детей этнических меньшинств. Оно имело особое влияние в конце 1960-х — начале 70-х гг. в США и в Великобритании. Проекты "Хедстарт" (США) и "Приоритетные сферы образования" (Великобритания) были разработаны для детей из рабочих семей ввиду отсутствия родительского внимания, неудачной семьи и соседей, а также неадекватного обеспечения соответствующим культурным опытом. Эта теория дефицита несостоятельности в образовании подверглась сильной критике, потому что предполагает личное несоответствие. Некоторые социологи считают данную проблему относящейся к культурным различиям, ибо школа включает социальные ценности, отличающиеся от ценностей и идей представителей рабочего класса.
Источник: Большой толковый социологический словарь
КУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
CULTURAL DEPRIVATION) Неспособность детей из рабочего класса и некоторых этнических меньшинств к достижению того же уровня успехов в образовании, которого достигают в среднем дети из среднего класса, часто объяснялась с точки зрения культурной депривации. Последняя определялась как неспособность семьи и ближайшего социального окружения (home and neighbourhood) обеспечить детей мотивацией и лингвистическими качествами, необходимыми для достижения успеха в рамках существующей образовательной системы. В настоящее время этот термин используется редко, поскольку он связан с представлением о личном несоответствии определенным требованиям, тогда как проблема может заключаться всего лишь в культурном различии. Школьная система воплощает определенные социальные ценности и представления о надлежащем знании, которые могут отличаться от ценностей и знания значительной части населения. В настоящее время акцентируется скорее культурный капитал средних классов, нежели депривация других классов. См. также: Бернстайн; Образовательные достижения; Ограниченный код; Школьное знание. Лит.: Keddie (1971)
Источник: Социологический словарь