cultural hegemony) — см. Гегемония.
КУЛЬТУРНАЯ ГЕГЕМОНИЯ
КУЛЬТУРНАЯ ГЕГЕМОНИЯ
Источник: Большой толковый социологический словарь
Культурная гегемония
термин марксистской социальной теории. Исходное значение термина «гегемония» подразумевает господство одной страны, класса или конкретной личности над другими. Концепция культурной гегемонии была разработана итальянским марксистом А.Грамши, предложившим рассматривать К.Г. как реализацию символического (идеологического) контроля одного класса над другим.
Культурная гегемония
(от греч. hegemonia – предводительство, начальство, господство, первенство). Культурна гегемонія. Cultural hegemony. Согласно А. Грамши – идеи и убеждения, обеспечивающие “ненасильственное принуждение” масс методами манипуляции (против воли масс, но с их согласия), и тем укрепляющие социальную систему капиталистического общества, принося пользу правящему классу капиталистов. Для обеспечения К. г. готовятся агенты влияния. Термин К. г. дал возможность А. Грамши показать, что в критике капитализма и анализе причин его устойчивости следует обратить внимание на тот факт, что не только репрессивный аппарат, но и идеология, реализуемая, например, через католическую церковь, правовую систему, систему образования, средства массовой информации и т. д. обеспечивает господство капиталистов и выживание капитализма как системы. Для обеспечения власти рабочих следует подорвать капиталистическую К. г. и выработать альтернативную гегемонию с целью изменить образ мысли и поведение рабочих, способных кроме физического сопротивления к опровержению правящих в капиталистическом обществе идей. Иными словами, К. г. означает процесс воспроизводства властных отношений, который сегодня обеспечивается исследовательскими центрами и направленный на изучение, в частности особенностей молодежных рабочих субкультур. См. также Культурное воспроизводство.