КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Культурная политика
(от греч. politikos – государственный: от греч. polis – городгосударство). Культурна політика. Cultural policy. 1. Политика в сфере культуры, определяющая основные задачи, принципы и направления развития и функционирования культуры. Культурная политика конкретизируется в принципах управления в сфере культуры и функционирования институтов (учреждений) культуры. 2. Характеристика политики вообще, включающая в себя показатели стабильности, предсказуемости, цивилизованности, гуманистической ориентированности, отсутствия двойных стандартов; в международных отношениях – равноправия и независимости государств, нерушимости границ и т. д. Уровень и характер культурности политики во многом определяется уровнем и типом политической культуры правящей элиты. К слову, принципы нерушимости границ и права наций на самоопределение, признанные ООН, взаимоисключают друг друга и тем создают возможность использовать двойные стандарты в международных отношениях. См. также Политическая культура и Культура социальная.
ПОЛИТИКА КУЛЬТУРНАЯ
совокупность теоретич. принципов и практич. мер, разрабатываемых и реализуемых гос-вом в сфере духовной культуры и направленных на широкое, массовое распространение и усвоение духовных ценностей об-ва всеми соц. слоями и группами. П.к. - часть соц. политики и поэтому неразрывно связана с задачами, к-рые решаются в общеполитич. сфере, экономике. Комплекс мер П.к. нацелен на то, чтобы придать определенное содержание и направленность различн. формам культурной деятельности людей: в сфере искусства, образования, науки, культурных традиций и обычаев. Поскольку основные задачи П.к. реализуются через воздействие на духовную сферу (сознание людей, их взгляды, представления, интересы, потребности), постольку глобальные проемы культурных революций занимают целые исторические эпохи, требуют значительно большего времени, чем достижение собственно политич. целей соц. революций. В условиях борьбы человечества за выживание в ядерный век само понятие П.к. наполняли новым смыслом. Плюрализм ориентации, и, традиций, интересов разнообразных этнических и соц. групп, включая взаимодействие различн. соц. систем, ведет к изменению функций современной П.к. Из ее содержания и направленности все более уходят идеологизаторские и ограничительные функции и большее значение приобретают задачи создания таких соц. условий, при к-рых каждый человек способен реализовывать свободный выбор, вступая в наследование и владение культурными ценностями, получая необходимое образование, формируя в соответствии со своими идеалами культуру общения, труда, отдыха. Большую роль в достижении основополагающих целей культурной политики - создании условий целостного развития личности - играет организация взаимодействия и взаимообогащения различн. типов культур (еж. Контакты культурные). Лит.: Художественная культура и развитие личности. М., 1987; Человек в зеркале культуры и образования. М., 1989. О.А. Кривцун.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
англ. эквивалент cultural policy) - понятие, использующееся с 1970-х преимущественно в социологии культуры и прикладных социальных исследованиях для определения роли и функций государственной власти в сфере культуры и искусства. Политический аспект К.П. предполагает определение целей и приоритетов государства по сохранению культурного наследия, созданию условий для существования артистического сообщества (образование, награды, финансирование учреждений) и выработке критериев социальной приемлемости продуктов художественного творчества (цензура). Социальный аспект К.П. близок политическому и предполагает политику равного доступа к культурным благам для населения, а также поддержку и сохранения культурной идентичности различных групп и сообществ. Институциональный аспект К.П. включает создание и развитие государственных учреждений культуры (театры, музеи, галереи, кинопроизводство, книгоиздание и т.д.) в целях удовлетворения культурных запросов граждан. Экономический аспект К.П. связан с использованием культурной привлекательности территорий для стимулирования деловой активности (туризм, сфера услуг и развлечений, транспорт и т.д.), а также с регулированием культурных индустрий (медиа, реклама, мода и т.д.) и рынка художественных ценностей. В международно-правовом аспекте К.П. осуществляется на уровне интернациональных проектов сохранения и развития культурного наследия, а также проблем правового регулирования перемещения художественных ценностей. Эстетический аспект К.П. отражает позицию по отношению к власти и государству в художественном творчестве и артистическом сообществе ("художник и власть").
К.П. попала в зону пристального исследовательского интереса в социологии отчасти по политическим причинам. В Европе активная деятельность ЮНЕСКО и консолидация усилий правительств по сохранению и развитию культурного наследия Европы и других стран и сегодня аккумулирует значительные исследовательские ресурсы (центры исследований К.П. работают в ряде университетов Великобритании, Франции, Германии), в том числе для выработки политических решений. В США, где уровень коммерциализации культуры значительно выше, принято считать, что правительство не имеет позиции по отношению к культуре (т.е. не проводит К.П.), но содействует развитию мира искусств как необходимой составляющей здоровой демократической культуры. Тем не менее в США социология К.П. занимает достойное (хотя несколько маргинальное) место в социальных науках (следует отметить масштабную программу социологических исследований К.П. в Принстоне). В Советском Союзе прикладная социология культуры (сектор Института социологии АН СССР) уделяла особое внимание лонгитюдным оценкам потребностей (и уровня их удовлетворения) населения в культурных благах, что служило фактором выработки К.П.
Терминологической и концептуальной однозначности в определении К.П. нет. В Великобритании, например, вместо термина "cultural policy" используется термин "arts policy" /"политика в области искусств". - Ред./. Однако можно отметить ряд общих концептуальных тенденций в понимании К.П.:
1) сокращение доли рабочего времени и рост доли досуга в структуре общественного производства (устойчивая тенденция последних десятилетий) вынуждает правительства увеличивать расходы на сферу культуры и искусств, чтобы развивать сферу досуга и "культурный сервис" как элемент качества жизни;
2) в европейских странах политика децентрализации власти и развития местного самоуправления стимулировала рост новых культурных потребностей (увеличивается роль местных властей и значение культуры местных сообществ);
3) со стороны государства все более возрастает внимание к "культурным индустриям" - туризму, медиа, моде, дизайну как перспективным сферам развития экономики, включая возможность создания новых рабочие мест;
4) К.П. нередко используется как способ решения социальных проблем, в частности, для уменьшения издержек экономических проблем реструктуризации (привлечение молодежи, безработных, эмигрантов), что нередко является плохим замещением неспособности проводить активную социальную политику в ответ на вызовы глобальной экономики;
5) К.П. стала основой политики регенерации городской среды крупных городов в США и Европе в целях создания имиджа глобального города и преимуществ в глобальной конкуренции городов за сохранение и привлечение капиталов.
В 1960-1970-х К.П. использовалась правительствами европейских стран как подход к решению социальных проблем и это стало основным фактором усиления значения К.П. в государственной политике. Ситуация во многом была создана усилившимся влиянием различных социальных движений после событий 1968, которые почти всегда ассоциировались с альтернативными культурными движениями (издателями, музыкантами, актерами). Они существенно изменили представления о культуре, расширив его, преодолев стереотип различения высокой и народной культуры. Эта политика проводилась социалистами, которые выделяли бюджетные деньги на новые культурные проекты, чтобы, в частности, снять проблему атомизации населения в городах, чтобы интенсифицировать публичную жизнь и социальные интеракции, чтобы добиться реальных равных возможностей для разных групп участвовать в культурной жизни. Для левых это было шансом обновить политические коммуникации и мобилизовать поддержку населения.
В 1980-х К.П. стала определяющей в развитии крупных западных городов. Возникла ситуация, в которой государству и городским властям пришлось приспосабливаться: а) к глобализации корпоративных стратегий и б) кризису фордистского типа массового производства. Крупный бизнес стал перемещаться в регионы, где рабочая сила дешевле, спровоцировав тем самым поляризацию в доходах населения. К.П. оказалась одним из самых важных элементов в стратегии решения этих проблем политиками мегаполисов. Во многих случаях К.П. становилась инструментом прямой интервенции в экономику: в сферу услуг, досуга, туризма, спорта и т.д. Социологи и политики считают, что К.П. не дала значительного прямого результата для роста экономики и благосостояния, для борьбы с безработицей. Но ее главный результат - конструирование имиджа городов как глобальных центров (Бостон, Франкфурт, Глазго, Москва и т.д.) для привлечения туристов, квалифицированных кадров и инвесторов. Проведение престижных культурных проектов воспринимается как символ возрождения, динамизма, нового уровня доверия, космополитизма, конкурентоспособности, современности и инновационности.
Исследователи отмечают, что общий устойчивый тренд развития К.П. в 1990-х направлен на смещение от политического к экономическому пониманию К.П. Новый подход подчеркивает значение партнерства и гармонизации интересов государства и бизнеса в осуществлении К.П. Это касается отношений государства и шоу-бизнеса, использования рекламы в культурных проектах, подходов к развитию местных сообществ и ряду других практических вопросов. Новые тенденции все настойчивее заставляют обращать внимание на проблемы приватизации культуры, проблемы определения общественных благ и частной собственности по отношению к объектам культуры, проблемы пересмотра роли государства на рынке художественных ценностей, проблемы создания новых типов культурных сервисов и способам их продвижения для публичного использования. Тенденции либерализации К.П. встречают острую критику из лагеря консерваторов за явную смену приоритетов с продвижения подлинной культуры на развитие популярной, за перераспределение средств из сферы некоммерческой культурной деятельности в коммерческие проекты, за коммерциализацию использования общественных благ.
С теоретической точки зрения, данные тенденции и проблемы могут быть рассмотрены в контексте концепции утилизации культурного капитала. Эта междисциплинарная концепция позволит описать и оценить в целом поле движения культурных капиталов и выработать варианты стратегий К.П. с учетом специфики глобализации и национальных интересов.
Д.В. Галкин
К.П. попала в зону пристального исследовательского интереса в социологии отчасти по политическим причинам. В Европе активная деятельность ЮНЕСКО и консолидация усилий правительств по сохранению и развитию культурного наследия Европы и других стран и сегодня аккумулирует значительные исследовательские ресурсы (центры исследований К.П. работают в ряде университетов Великобритании, Франции, Германии), в том числе для выработки политических решений. В США, где уровень коммерциализации культуры значительно выше, принято считать, что правительство не имеет позиции по отношению к культуре (т.е. не проводит К.П.), но содействует развитию мира искусств как необходимой составляющей здоровой демократической культуры. Тем не менее в США социология К.П. занимает достойное (хотя несколько маргинальное) место в социальных науках (следует отметить масштабную программу социологических исследований К.П. в Принстоне). В Советском Союзе прикладная социология культуры (сектор Института социологии АН СССР) уделяла особое внимание лонгитюдным оценкам потребностей (и уровня их удовлетворения) населения в культурных благах, что служило фактором выработки К.П.
Терминологической и концептуальной однозначности в определении К.П. нет. В Великобритании, например, вместо термина "cultural policy" используется термин "arts policy" /"политика в области искусств". - Ред./. Однако можно отметить ряд общих концептуальных тенденций в понимании К.П.:
1) сокращение доли рабочего времени и рост доли досуга в структуре общественного производства (устойчивая тенденция последних десятилетий) вынуждает правительства увеличивать расходы на сферу культуры и искусств, чтобы развивать сферу досуга и "культурный сервис" как элемент качества жизни;
2) в европейских странах политика децентрализации власти и развития местного самоуправления стимулировала рост новых культурных потребностей (увеличивается роль местных властей и значение культуры местных сообществ);
3) со стороны государства все более возрастает внимание к "культурным индустриям" - туризму, медиа, моде, дизайну как перспективным сферам развития экономики, включая возможность создания новых рабочие мест;
4) К.П. нередко используется как способ решения социальных проблем, в частности, для уменьшения издержек экономических проблем реструктуризации (привлечение молодежи, безработных, эмигрантов), что нередко является плохим замещением неспособности проводить активную социальную политику в ответ на вызовы глобальной экономики;
5) К.П. стала основой политики регенерации городской среды крупных городов в США и Европе в целях создания имиджа глобального города и преимуществ в глобальной конкуренции городов за сохранение и привлечение капиталов.
В 1960-1970-х К.П. использовалась правительствами европейских стран как подход к решению социальных проблем и это стало основным фактором усиления значения К.П. в государственной политике. Ситуация во многом была создана усилившимся влиянием различных социальных движений после событий 1968, которые почти всегда ассоциировались с альтернативными культурными движениями (издателями, музыкантами, актерами). Они существенно изменили представления о культуре, расширив его, преодолев стереотип различения высокой и народной культуры. Эта политика проводилась социалистами, которые выделяли бюджетные деньги на новые культурные проекты, чтобы, в частности, снять проблему атомизации населения в городах, чтобы интенсифицировать публичную жизнь и социальные интеракции, чтобы добиться реальных равных возможностей для разных групп участвовать в культурной жизни. Для левых это было шансом обновить политические коммуникации и мобилизовать поддержку населения.
В 1980-х К.П. стала определяющей в развитии крупных западных городов. Возникла ситуация, в которой государству и городским властям пришлось приспосабливаться: а) к глобализации корпоративных стратегий и б) кризису фордистского типа массового производства. Крупный бизнес стал перемещаться в регионы, где рабочая сила дешевле, спровоцировав тем самым поляризацию в доходах населения. К.П. оказалась одним из самых важных элементов в стратегии решения этих проблем политиками мегаполисов. Во многих случаях К.П. становилась инструментом прямой интервенции в экономику: в сферу услуг, досуга, туризма, спорта и т.д. Социологи и политики считают, что К.П. не дала значительного прямого результата для роста экономики и благосостояния, для борьбы с безработицей. Но ее главный результат - конструирование имиджа городов как глобальных центров (Бостон, Франкфурт, Глазго, Москва и т.д.) для привлечения туристов, квалифицированных кадров и инвесторов. Проведение престижных культурных проектов воспринимается как символ возрождения, динамизма, нового уровня доверия, космополитизма, конкурентоспособности, современности и инновационности.
Исследователи отмечают, что общий устойчивый тренд развития К.П. в 1990-х направлен на смещение от политического к экономическому пониманию К.П. Новый подход подчеркивает значение партнерства и гармонизации интересов государства и бизнеса в осуществлении К.П. Это касается отношений государства и шоу-бизнеса, использования рекламы в культурных проектах, подходов к развитию местных сообществ и ряду других практических вопросов. Новые тенденции все настойчивее заставляют обращать внимание на проблемы приватизации культуры, проблемы определения общественных благ и частной собственности по отношению к объектам культуры, проблемы пересмотра роли государства на рынке художественных ценностей, проблемы создания новых типов культурных сервисов и способам их продвижения для публичного использования. Тенденции либерализации К.П. встречают острую критику из лагеря консерваторов за явную смену приоритетов с продвижения подлинной культуры на развитие популярной, за перераспределение средств из сферы некоммерческой культурной деятельности в коммерческие проекты, за коммерциализацию использования общественных благ.
С теоретической точки зрения, данные тенденции и проблемы могут быть рассмотрены в контексте концепции утилизации культурного капитала. Эта междисциплинарная концепция позволит описать и оценить в целом поле движения культурных капиталов и выработать варианты стратегий К.П. с учетом специфики глобализации и национальных интересов.
Д.В. Галкин
Источник: Социология: энциклопедия