(англ. cultural industries) Понятие, которое, с одной стороны, используется как синонимичное понятию «креативные индустрии», а с другой – отсылает к понятию «индустрия культуры», которое имеет устойчивое коннотативное значение, уходящее корнями в теоретическое наследие Франкфуртской школы. В книге М. Хоркхаймера и Т Адорно «Диалектика просвещения» (1947) изучению места и роли средств массовой коммуникации посвящена отдельная глава («Индустрия культуры: просвещение как массовый обман»). Именно в этой части авторы вводят понятие «индустрия культуры», определяя новое качество культурных форм, которое возникает в условиях развития индустрии развлечения и потребления в XX веке, и делают вывод, что законы рынка становятся определяющими для всех сфер общества, включая культуру. Произведения культуры приобретают форму товара, созданного для продажи и получения прибыли, и ценность такого товара обусловливается не его художественными достоинствами, а логикой товарного производства и обмена. По этой причине неотъемлемыми чертами индустрии культуры становятся стандартизация, массовость, стереотипность. Медиа, следуя логике М. Хоркхаймера и Т Адорно, полностью включены в индустрию культуры – как на стадии создания, так и на стадии массового производства и распространения произведений культуры. Распространяясь среди широких слоев населения, базовые ценностные константы государственного порядка, произведения искусства преобразуются в массовую культурную продукцию. В этом процессе сфера искусств утрачивает свою автономию по отношению к рынку. Тем самым в условиях подчинения культуры логике товарного обмена эта сфера перестает выполнять критическую общественную функцию. Когда произведения искусства в своем новом, товарном, виде становятся частью повседневной жизни людей, их художественная ценность размывается. Говоря об унификации индивидуальных особенностей произведений культуры в процессе массового производства культурных форм, М. Хоркхаймер и Т Адорно рассматривают аудиторию как некую однородную массу, которая утрачивает истинное представление о реальности. Экономическая эффективность предприятий СМИ предполагает (даже требует) сведения всех существенных социокультурных отличий людей к незначительным и тем самым ведет к развитию у аудитории таких качеств, как пассивность и конформизм. В более поздних работах Т Адорно возвращается к трактовке термина «масс‑медиа», который он напрямую связывает с развитием массовой аудитории СМИ. По его мнению, изначальный смысл термина предполагает, что массовая аудитория выступает неким субъектом, на удовлетворение нужд которого и направлена деятельность СМИ. В действительности же аудитория оказывается только объектом, который получает не то, что хочет, а то, что предлагается рекламодателями. Человек становится «одномерным», в том измерении, которое задается ему обществом потребления. Коммерциализация культуры происходит в современных условиях параллельно с коммерциализацией и другими сферами жизни, другими индустриями, обслуживающими свободное время людей. Сегодня и само понимание концепта «культура» становится более широким, включающим не только высокоэстетичные произведения живописи, литературы, классической музыки и кино. Культура сегодня часто понимается как стиль жизни определенных людей или социальных групп. Благодаря столь широкому пониманию исследователи включают в культуру помимо перечисленных элементов одежду, домашнюю мебель, питание, способы передвижения человека – словом, все, что окружает нас в повседневной жизни. Именно такая трактовка «культуры» позволяет многим исследователям расширить термин М. Хоркхаймера и Т Адорно, говоря об «индустриях культуры» (во множественном числе). Так появляется понятие «культурных», или «креативных»/«творческих», индустрий. Отметим, что критическая традиция Франкфуртской школы в осмыслении «индустрии культуры» легла в основу политэкономической парадигмы в медиаисследованиях и позже сформировала теоретический базис медиаэкономики – области знаний и дисциплины.
Литература Адорно Т, Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. – М.; СПб: Медиум; Ювента, 1997. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. – М.: ИД ВШЭ, 2016.