КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
одна из основных составляющих социологии, предметом которой является сфера культуры и составляющие ее институты культуры, в которых организуется творческая деятельность людей искусства (театр, кино, литература, музеи, книгоиздание, творческие союзы, профессиональные организации и т.д.), функционируют объекты культуры (произведения искусства, памятники) и осуществляется социальное потребление культурных благ. К.С.И. необходимо рассматривать как одно из основных звеньев в полидисциплинарной структуре современных наук об обществе и культуре наряду с социологией досуга, социологией религии, культурной антропологией, этнологией, социальной философией и др.
Социологи традиционно разрабатывали проблематику культуры в рамках различных направлений социальной теории. Более чем вековая научная традиция, специфика понятийного аппарата и методов социологии в исследованиях культуры создали значительный объем теоретических и эмпирических знаний К.С.И. Следует отметить, что в социологической теории понятие "культура" трактуется в двух основных значениях: 1) как механизм социальной интеграции и регуляции - Г. Спенсер , М. Вебер , Т. Парсонс ; 2) как особая социальная сфера (сфера духовного производства), включающая прежде всего социальный контекст мира искусства (это значение приведено выше в определении). Второе значение является ключевым с точки зрения отраслевого деления социологического знания. В этом подходе базовые теоретические установки К.С.И. были сформулированы в трудах К. Манхейма , Р. Уильямса , Г. Маркузе , Т. Адорно , П. Бурдье и др. Актуальность К.С.И. обсуловлена также стремительным ростом внимания ученых к проблемам культуры в различных направлениях социологии в 1970-1980-х. Однако несмотря на то, что интерес к различным социологическим аспектам культуры остается стабильно высоким, статус К.С.И. (как и социологии культуры - ) как дисциплины продолжает быть предметом дискуссий, особенно в американском социологическом сообществе.
Впервые систематические, как к отдельной дисциплине, подходы к К.С.И. разрабатываются в ранних работах К. Манхейма: "О специфике культурно-социологического познания" (1924), "Эссе о социологии культуры" (1931). Манхейм характеризовал необходимость К.С.И. в современном обществе исходя из кризиса романтического и просветительского мировоззрений, ставшего стимулом обращения к феномену культуры. В социологическом рассмотрении культуры Мангейм видел стратегию приближения уровня социологических понятий к явлениям культуры, исходя из предпосылки о включенности искусства в жизнь и в конкретно исторические условия общества, что, собственно, и является предметом К.С.И.
Принципиальной установкой К.С.И., по Манхейму, является социальная функциональность и общественная обусловленность произведений искусства, а также рассмотрение художественного стиля как социологической категории. Ключевой социальной группой, рассматриваемой в рамках данного подхода, является интеллигенция как носитель и производитель культуры, занимающая, однако, особое вне/межклассовое социальное положение, и в современном состоянии образующаяся как относительно открытая и демократичная группа, характерными чертами которой следует считать образованность и способность к сопереживанию. Особое значение в К.С.И. имеет анализ исторического становления интеллигенции (в частности, в Европе: от средневековых гильдий и корпораций до духовенства, гуманистов и светских салонов). Именно Манхейм сформулировал идеи и проблематику анализа интеллигенции, ставшие основой К.С.И.
Весьма ярким и влиятельным теоретиком К.С.И. следует считать британского социолога Р. Уильямса (основные работы: "Общество и культура"; "Долгая революция"; "Социология культуры"; также Уильямс). Он предложил трехуровневую теоретическую модель культуры: "живая" культура, существующая для данного общества здесь и сейчас; документированная культура, отраженная в сохранившихся произведениях и интерпретациях; культурная традиция, в которой неизбежна постоянная культурная селекция содержания первых двух уровней. В этой модели Уильямс впервые формулирует еще одну ключевую проблему К.С.И. - проблему селективной традиции, социального отбора того, что является культурно-ценным и что таковым не является.
Как и Мангейм, Уильямс настаивал на приоритете исторического анализа в К.С.И. и с этих позиций рассматривал изменения социальной организации и социального статуса художников: от сакральных героев античности, гильдий, патронажа и академии средневековья до течений, школы кружков и наднациональные форм организации культуры. Большой заслугой Уильямса является создание эмпирической социологии культуры на историческом материале Великобритании. В частности, Уильямс проделал образцовый анализ становления "читающей публики", рассмотрев индустрию публикаций и исторических этапов ее развития от scriptoria до многотиражных изданий, проанализировав социальные препятствия развития читающей публики, описав демографию и социальную инфраструктуру как факторы, способствующие развитию индустрии публикаций.
Проблематика К.С.И. рассматривается в критической теории общества, получившей развитие во Франкфуртской школе социальных исследований (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе). В основных работах этого направления - "Диалектика Просвещения" , "Одномерный человек" , "Социология музыки" - впервые систематически вводится понятие "культурная индустрия", характеризующее динамику социокультурных изменений 20 в. Культуриндустрия - феномен массового общества, изощренный обман масс, масштабное производство и поставка "чувственно данного" для массового потребления (мода, медиа-продукция, шоу-бизнес, бизнес развлечений и т.д). Происходит унификация культуры в контексте тотальности капитала. Возрастает культурное значение и доминирование массовых жанров, требующих медиа-адаптация произведений культуры. В работе Т. Адорно "Социология музыки" формулируются принципы К.С.И. применительно к конкретным областям художественной деятельности. Искусство рассматривается как форма социальной интеграции . Значительное внимание уделяется типологии "слушателей музыки" (аудитории), типов отношения к музыке, а также рассматривается социальная динамика музыкальной жизни, социальная структура творческих коллективов, влияние критики и общественного мнения на творческий процесс.
Свой значительный вклад в развитие К.С.И. внес П. Бурдье . В работе "Поле культурного производства" он проанализировал динамику сил и борьбы за диспозиции (габитус - ) в пространстве литературной и артистической деятельности. Социальные факторы конкуренции, стратификации, неравенства доступа к ресурсам, власти и влиянию определяют структуру поля производства символических благ (культуры) и делают границы искусства (что считать жанром, классикой, авангардом и т.д.) ставкой в борьбе за диспозиции. Бурдье считает, что социальная репрезентация (критика, прославление, присвоение званий) и производство социального дискурса об искусстве политическим/эстетическим эстеблишментом решающим образом определяют социально приемлемую структуру поля культуры.
Безусловно, одной из основных общих тем К.С.И. следует считать анализ институтов культуры в рамках социальной структуры и институциональной системы общества. Традиционно как культурные институты, рассматривают книги, книгоиздание и библиотеки; искусство и художественные промыслы, музеи, памятники, архивы и другие институциональные аспекты социологического анализа культурной памяти. Необходимо упомянуть еще целый ряд основных тем К.С.И.: социальное значение литературы, театра, живописи, социология кино (актеры и роли, пристрастия зрителя, формирование субкультур вокруг кинопроизведений); фомирование культурных ценностей и проблема оценки/экспертизы произведений; социальное взаимодействие художника и зрителя; социальная стратификация и потребление благ культуры; культура в мире досуга; культурная политика.
С точки зрения понятия о культуре как механизме социальной интеграции и регуляции, центральное место в К.С.И. занимает типологизация культур. Выделяются такие виды, как народная культура (культуры социального слоя сельских производителей), ремесленно-буржуазная культуры (культура социального слоя городских производителей), культура элиты (социального слоя производителей и хранителей социального порядка), культура и жизненный стиль среднего класса. Помимо представлений об элитной, народной и массовой культуре, в социологии используется понятие "субкультуры" , которая характеризует стиль и образ жизни определенных социальных групп: молодежная субкультура, национальные субкультуры, субкультура в организациях, корпоративная культура (ценности, символы и ритуалы), городские субкультуры, контркультуры, киберкультура. Любой из типов культур и субкультур характеризуется особенностями языка, ценностей, норм поведения, символикой и идентичностью носителей культуры.
Эмпирические программы в рамках К.С.И. ориентированы преимущественно на анализ институтов культуры и оценку социальных потребностей в сфере культуры. Однако в последние десятилетия все больший вес приобретают качественные иследования культуры (case study, этнографические описания, биографические интервью), в которых преобладает акцент на субъективных (интерпретативных) и ценностных аспектах культурной жизни.
Д.В. Галкин

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
272.80 кб

Рок-культура как объект социологического исследования

Квятковский Г. Ю.
Читать PDF
240.55 кб

Социологический подход в исследовании налоговой культуры

Богославец Татьяна Николаевна
В статье рассматриваются причины применения социологического подхода в процессе исследования налоговой культуры общества.
Читать PDF
99.40 кб

Правовая культура молодежи как объект социологического исследования

Щукин Александр Меджидович
В статье на основе материалов проведенного исследования уровень правовой культуры молодежи в новых социальных условиях анализируются и определяются ценностные факторы, влияющие на нее.
Читать PDF
107.27 кб

Молодежь и политическая культура: итоги социологического исследования

Балакирева Ирина Владмировна
Представлены результаты проведенных исследований 2004-2008 гг.: молодежь и правовая информация, молодежь и политическая культура. Предложены выводы и прогнозы, сделанные на основе сравнительного анализа проведенных исследований.
Читать PDF
144.24 кб

Культура здоровья в студенческой среде: результаты социологического исследования

Данилина Е. С.
В работе рассматриваются результаты социологического исследования культуры здоровья в студенческой среде.
Читать PDF
157.78 кб

Саморефлексия организационной культуры (на примере социологического исследования)

Кулибаба Сергей Иванович
Статья посвящена особенностям организационной культуры сети муниципальных учреждений культуры в контексте изменившихся экономических, политических, социальных условий их существования.
Читать PDF
234.62 кб

Солдаты как социальная категория: проблематика культур-социологических исследований

Каламбет Роман Николаевич, Сиюхова Аминет Магаметовна
Предметной областью статьи являются научные исследования, раскрывающие важные проблемы социального бытия солдат российской армии.
Читать PDF
1.74 мб

Профессионализм и профессиональная культура в современных и социологических исследованиях

Маслова Татьяна Сергеевна
Статья посвящена рассмотрению профессионализма и профессиональной культуры в современном социологическом дискурсе. Обращается внимание на основные функции профессиональной культуры и ее связь с понятием профессионализма.
Читать PDF
707.76 кб

Культурное потребление в социологических исследованиях: обзор подходов к измерению понятия

Корсунова Виолетта Игоревна
В данном обзоре представлены подходы к определению и измерению культурного потребления в социологических исследованиях.
Читать PDF
238.54 кб

Культура парламентаризма населения г. Тамбова: опыт политико-социологического исследования

Зимин Александр Васильевич
Предпринята одна из первых попыток в отечественной политологии не только теоретически обосновать понятие «культура парламентаризма», но и на эмпирическом материале изучить культуру парламентаризма жителей г. Тамбова.
Читать PDF
970.17 кб

Культура межнационального общения в студенческой среде (анализ социологического исследования)

Ростовская Т.К., Петрова Т.Э.
Цель. Основным фактором, лежащим в основе национальной политики является культура межнационального общения.
Читать PDF
219.55 кб

Перспективы изучения китайского языка и культуры (по материалам социологического исследования)

Намжавин Содмон, Чжэн Фань, Бадмаев Валерий Николаевич, Кальдинова Галина Павловна
Статья основывается на результатах социологического исследования, проведенного с целью изучение мнения молодежи (студентов и школьников) Калмыкии о перспективах изучения китайского языка и культуры.
Читать PDF
120.14 кб

Культура как объект социологического исследования (обзор теоретико-методологических концепций)*

Бессчетнова Оксана Владимировна
В статье представлен обзор теоретико-методологических концепций отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению понятия «культура» с позиции социологии, культурологии, антропологии, философии в эпоху глобализации и расшире
Читать PDF
218.67 кб

Результат социологического исследования сформированности правовой культуры студенческой молодежи

Зайцева Светлана Петровна
Представлены результаты социологического исследования по сформированности правовой культуры студенческой молодежи.
Читать PDF
167.32 кб

Атеистическое мировоззрение россиян в динамике современной культуры: социологическое исследование

Кольцов Владимир Николаевич
В статье анализируются эмпирические данные разных лет, полученные в ходе социологического опроса россиян и характеризующие их отношение к атеизму в условиях советской и постсоветской действительности.