1922) - амер. социолог, историк науки. Сыграл важную роль в развитии социологич. понимания развития науки и научн. творчества. Согласно К., наука ничем не отличается от любого другого соц. ин-та, на нее воздействуют и ее формируют культурные и структурные особенности той соц. системы, в рамках к-рой она функционирует. Как социолог К. известен своим изучением процесса научн. революции, когда одна парадигма сменяет другую. Соч.: Структура научных революций. М., 1975.
Кун, Томас Сэмюэл
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Kuhn, Thomas) (1922— ) — американский специалист по истории науки, чьи социологические поиски много сделали для подрыва условных, "абстрактных", общих философских оценок, вроде эмпиризма и фальсификационизма. В представлении Куна нет универсального научного метода, с точки зрения которого достижения науки могут обеспечиваться в абстрактной общей форме (см. также Фейерабенд). Главный тезис Куна — наука может правильно пониматься только как исторически и социально обусловленный продукт. Историк науки обязан учиться применять ее основные понятия так же, как любой другой ученый, работающий в своей области. Тогда это становится ничем не отличающимся от изучения социологом или антропологом группы либо общины. Кун обращает особое внимание на свойства его методов по сравнению с герменевтикой и значимыми пониманием и объяснением, а также на его понятие научной парадигмы и понятие Витгенштейна форм жизни. В наиболее известной его работе — "Структура научных революций" (1962) — Кун дает общую оценку науке, отмечая в ней перилические "революционные" изменения, в ходе которых установленные прежде понятия оказываются опрокинутыми. Важнейшим является следующий тезис: эти перевороты таковы (например, несоизмеримость научных концепций, которые господствуют прежде и после), что условные понятия накопленного «научного прогресса» сохраняться не могут (см. Нормальная и революционная наука). Критики Куна отклоняют тенденцию к философскому релятивизму. Однако игнорирование общепринятых философских оценок научного рационализма, а также защита исторических, социологических и психологических оценок науки не должны предполагать поддержку доктрины полного философского релятивизма (см. также Наука). Правда, Кун сам был не однозначен в решении этих проблем.
Источник: Большой толковый социологический словарь
1922-1996) - американский философ и историк науки, один из лидеров современной постпозитивистской философии науки. В отличие от логического позитивизма, занимавшегося анализом формально-логических структур научных теорий, К. одним из первых в западной философии акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки.
Проблемам исторической эволюции научных традиций в астрономии была посвящена первая книга К. "Коперниканская революция" (1957), где на примерах птолемеевской и сменившей ее коперниканской традиций К. впервые осуществил реконструкцию содержательных механизмов научных революций. Коперниканский переворот при этом рассматривается им как переход научного сообщества к принципиально иной системе мировидения, что стало возможным благодаря не только внутринаучным факторам развития, но и различным социальным процессам ренессансной культуры в целом.
Свою конкретизацию и наиболее яркое выражение позиция К. нашла в его следующей книге "Структура научных революций" , которая инициировала постпозитивистскую ориентацию в современной философии науки и сделала К. одним из ее наиболее значимых авторов. Анализируя историю науки, К. говорит о возможности выделения следующих стадий ее развития: допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмальная), экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). В допарадигмальный период наука представляет собой эклектичное соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, каждое из которых, отталкиваясь от определенных фактов, создает свои модели без особой апелляции к каким-либо внешним авторитетам. Однако со временем происходит выдвижение на первый план какой-то одной теории, которая начинает интерпретироваться как образец решения проблем и составляет теоретическое и методологическое основание новой парадигмальной науки. Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, одновременно игнорируя не согласующиеся с ней факты и теории. В рамках нормальной науки прогресс осуществляется посредством кумулятивного накопления знаний, теоретического и экспериментального усовершенствования исходных программных установок. Вместе с тем в рамках принятой парадигмы ученые сталкиваются с рядом "аномальных" (т.е. не артикулируемых адекватно в рамках принятой парадигмы) фактов, которые после многочисленных неудачных попыток эксплицировать их принятым способом приводят к научным кризисам, связанным с экстраординарной наукой. Эта ситуация во многом воспроизводит допарадигмальное состояние научного знания, поскольку наряду со старой парадигмой активно развивается множество альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям. Впоследствии из веера конкурирующих теорий выбирается та, которая, по мнению профессионального сообщества ученых, предлагает наиболее удачный вариант решения научных головоломок. При этом приоритет той или иной научной теории отнюдь не обеспечивается автоматически ее когнитивными преимуществами, но зависит также от целого ряда вненаучных факторов (психологических, политических, культурных и т.п.). Достижение конвенции в вопросе выбора образцовой теории означает формирование новой парадигмы и знаменует собой начало следующего этапа нормальной науки, характеризующегося наличием четкой программы деятельности и искусственной селекцией альтернативных и аномальных смыслов. Исключение здесь не составляет и тот массив знаний, который был получен предшествующей историей науки.
Процесс принятия новой парадигмы, по мнению К., представляет собой своеобразное переключение гештальта на принципиально иную систему мировидения, со своими образами, принципами, языком, непереводимыми и несоизмеримыми с другими содержательными моделями и языками. Видимость кумулятивной преемственности в развитии знания обеспечивается процессом специального образования и учебниками, интерпретирующими историю науки в соответствии с установками, заданными господствующей парадигмой. В силу этого достаточно проблематично говорить о действительном прогрессе в истории естествознания. Усовершенствование и приращение знания отличает только периоды нормальной науки, каждый из которых формирует уникальное понимание мира, не обладающее особыми преимуществами по сравнению с остальными. К. предпочитает говорить не столько о прогрессе, сколько об эволюции (наподобие биологической), в рамках которой каждый организм занимает свою нишу и обладает своими адаптационными возможностями. Куновская интерпретация научного прогресса вызвала всплеск критических публикаций, и его последующие работы были связаны с уточнением исходных положений, сформулированных в "Структуре научных революций".
В своей монографии "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912" (1978) К. анализирует социально-психологические и теоретико-методологические факторы революции в квантовой физике, на примере которой показывает парадоксальную перманентность революционных открытий, психологию гештальт-переключения при создании новых научных сообществ. Концепция К. оказала огромное влияние на современную философию науки. Обоснованные им историко-эволюционистский подход, антикумулятивизм, идея о социокультурной обусловленности научного познания (экстернализм), введенные понятия парадигмы и научной революции в значительной степени способствовали преодолению неопозитивистской традиции в философии науки и оформлению постпозитивизма, социологии и психологии науки.
Е.В. Хомич
Источник: Социология: энциклопедия