Начало ХХI в. ознаменовано повышенным интересом к проблемам оценки качества продукции и услуг. В научных кругах появляется множество трудов, посвященных разработке различных проблем К. Наиболее распространенная трактовка понятия “К.” (от лат. qualis — какой по качеству + -метрия) — научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Данное понятие по своей сути близко к понятию “квантификация”, которое используется в целях обозначения количественной оценки чего-либо, а также процедуры измерения и количественного выражения свойств и отношений социальных объектов. Однако первое понятие гораздо шире и охватывает любые объекты, к которым применимо понятие “качество”, прежде всего производство продукции, технологические процедуры, услуги систем технического сервиса, торговли, ЖКХ и др. Наиболее глубокое изучение проблем К. представлено трудами В.К. Федюкина, В.Н. Фомина, А.И. Субетто и др., занимающихся разработкой вопросов управления и оценки качества.
История зарождения и развития К. в нашей стране насчитывает уже более 90 лет (1922 г.), социальной К. — более 40 лет. Квалиметрическая наука развивалась преимущественно применительно к производственному и технологическому процессам, измерению качества продукции и услуг в области производства (материальные, нематериальные / социально-культурные).
В.Н. Фомин в учебном пособии “Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация” первую главу начинает с определения: “Квалиметрия — научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Основные задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей, характеризующих качество продукции и услуг, разработка методов определения показателей качества объектов при проектировании, оптимизация уровня качества объектов, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий из использования в задачах стандартизации и управления качеством”
(2-е изд. М., 2008, с. 7).
Во многих научных публикациях К. характеризуется как наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального материального и нематериального мира.
К., являясь комплексной наукой, состоит из общей теории качества и оценивания качества (квалинтологии), учения об управлении качеством (квалиметрия), в котором рассматриваются организационно-экономические и иные методы, факторы, средства, модели воздействия на качество объектов и процессов, повышение их способности удовлетворять существующие и потенциальные потребности населения.
Любая научная дисциплина всегда оперирует категориями и понятиями. В К. центральное место занимают понятия и термины, относящиеся к оценке качества — “качество”, “эталоны качества”, “свойство качества”, “признаки качества”, “уровень качества”, “контроль”, “объективное свидетельство”, “квалификация”, “верификация”, “валидизация”, “величина”, “размер”, “требования”, “измерение”, “метрологическое измерение”, “ценности”, “оценивание”, “алгоритм оценивания”, “количественное оценивание”, “единицы измерения”, “физическая величина”, “нефизическая величина”, “измеряемые величины”, “параметры”, “требования”, “система показателей”, “методики количественного измерения качества”, “структура квалиметрии”, “общая квалиметрия”, “предметная квалиметрия”, “специальная квалиметрия” и др.
Объектом К. как науки может быть все, что представляет собой систему, нечто цельное, что может быть выделено для познания, исследования и достижения практического результата. Предметом К. является оценка качества в количественном и качественном выражении. При этом квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия стандартов, базовых эталонов сравнения, без базовых показателей, определяющих требования к свойствам качества в целом.
Таким образом, К. как наука имеет структурные взаимосвязанные элементы в виде объекта и предмета, исходных категорий и понятий, теоретико-методологической базы оценивания качества, методологических принципов и специфических задач по достоверному, квалифицированному и количественному измерению качества предметов и процессов.
И.С. Романычев
Лит.: приказ Минтруда России от 08.12.2014 № 995 “Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания”; Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. М.: Юрайт, 2011; Социальная квалиметрия: оценка качества и стандартизация социальных услуг: Учебник для бакалавров / Под ред. И.С. Романычева, Н.Н. Стрельниковой, Л.В. Топчий и др. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2012; Социальная работа: приоритеты и перспективы развития: Коллективная монография / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. М.: ИДПО ДСЗН, 2015; Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. М.: Юрайт, 2012; Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. М.: Юрайт, 2015.
127.56 кб