КВАЛИМЕТРИЯ

Найдено 1 определение
КВАЛИМЕТРИЯ
Начало ХХI в. ознаменовано повышенным интересом к проблемам оценки качества продукции и услуг. В научных кругах появляется множество трудов, посвященных разработке различных проблем К. Наиболее распространенная трактовка понятия “К.” (от лат. qualis — какой по качеству + -метрия) — научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Данное понятие по своей сути близко к понятию “квантификация”, которое используется в целях обозначения количественной оценки чего-либо, а также процедуры измерения и количественного выражения свойств и отношений социальных объектов. Однако первое понятие гораздо шире и охватывает любые объекты, к которым применимо понятие “качество”, прежде всего производство продукции, технологические процедуры, услуги систем технического сервиса, торговли, ЖКХ и др. Наиболее глубокое изучение проблем К. представлено трудами В.К. Федюкина, В.Н. Фомина, А.И. Субетто и др., занимающихся разработкой вопросов управления и оценки качества.
История зарождения и развития К. в нашей стране насчитывает уже более 90 лет (1922 г.), социальной К. — более 40 лет. Квалиметрическая наука развивалась преимущественно применительно к производственному и технологическому процессам, измерению качества продукции и услуг в области производства (материальные, нематериальные / социально-культурные).
В.Н. Фомин в учебном пособии “Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация” первую главу начинает с определения: “Квалиметрия — научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Основные задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей, характеризующих качество продукции и услуг, разработка методов определения показателей качества объектов при проектировании, оптимизация уровня качества объектов, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий из использования в задачах стандартизации и управления качеством”
(2-е изд. М., 2008, с. 7).
Во многих научных публикациях К. характеризуется как наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального материального и нематериального мира.
К., являясь комплексной наукой, состоит из общей теории качества и оценивания качества (квалинтологии), учения об управлении качеством (квалиметрия), в котором рассматриваются организационно-экономические и иные методы, факторы, средства, модели воздействия на качество объектов и процессов, повышение их способности удовлетворять существующие и потенциальные потребности населения.
Любая научная дисциплина всегда оперирует категориями и понятиями. В К. центральное место занимают понятия и термины, относящиеся к оценке качества — “качество”, “эталоны качества”, “свойство качества”, “признаки качества”, “уровень качества”, “контроль”, “объективное свидетельство”, “квалификация”, “верификация”, “валидизация”, “величина”, “размер”, “требования”, “измерение”, “метрологическое измерение”, “ценности”, “оценивание”, “алгоритм оценивания”, “количественное оценивание”, “единицы измерения”, “физическая величина”, “нефизическая величина”, “измеряемые величины”, “параметры”, “требования”, “система показателей”, “методики количественного измерения качества”, “структура квалиметрии”, “общая квалиметрия”, “предметная квалиметрия”, “специальная квалиметрия” и др.
Объектом К. как науки может быть все, что представляет собой систему, нечто цельное, что может быть выделено для познания, исследования и достижения практического результата. Предметом К. является оценка качества в количественном и качественном выражении. При этом квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия стандартов, базовых эталонов сравнения, без базовых показателей, определяющих требования к свойствам качества в целом.
Таким образом, К. как наука имеет структурные взаимосвязанные элементы в виде объекта и предмета, исходных категорий и понятий, теоретико-методологической базы оценивания качества, методологических принципов и специфических задач по достоверному, квалифицированному и количественному измерению качества предметов и процессов.
И.С. Романычев
Лит.: приказ Минтруда России от 08.12.2014 № 995 “Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания”; Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. М.: Юрайт, 2011; Социальная квалиметрия: оценка качества и стандартизация социальных услуг: Учебник для бакалавров / Под ред. И.С. Романычева, Н.Н. Стрельниковой, Л.В. Топчий и др. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2012; Социальная работа: приоритеты и перспективы развития: Коллективная монография / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. М.: ИДПО ДСЗН, 2015; Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. М.: Юрайт, 2012; Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. М.: Юрайт, 2015.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Интраоперационная физико-химическая и физиолого-биохимическая квалиметрия как принцип многофакторног

Stanley Smith , W.J. Lin, J. Berlitz, Панов B. B., Градов О. В., Яблоков А. Г.
Читать PDF

Интраоперационная физико-химическая и физиолого-биохимическая квалиметрия как принцип многофакторног

Stanley Smith , W.J. Lin, J. Berlitz, Панов В. В., Градов О. В., Яблоков А. Г.
Читать PDF

Квалиметрия преподавания дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях

Сырвачева Ирина Сергеевна, Зуев Сергей Николаевич
Фактический материал представленной статьи имеет научную ценность при анализе, оценке и управлении качеством производимой образовательной продукции в области физической культуры с помощью квалиметрии.
Читать PDF

Квалиметрия в профессиональном образовании

Рябинова Е. Н.
Представлен анализ работ по научным основам измерений в педагогике. Показано, что разработка заданий в тестовой форме самый важный этап тестового процесса.
Читать PDF

Квалиметрия в образовании

Гибадуллин Артур Амирзянович
Статья посвящена применению методов квалиметрии в высшем образовании. Используютсямноговременные пространства.
Читать PDF

Квалиметрия учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе профессионального становления

Мотунова Людмила Николаевна
В статье предложена внутривузовская система мониторинга качества; определены ее цели, задачи, принципы, подходы к контролю качества учебных достижений студентов и порядок проведения контрольных мероприятий в процессе их профессион
Читать PDF

Квалиметрия образования как научно-практическое направление в педагогике

Бенькович Татьяна Марковна, Чепуренко Галина Павловна
В данной статье речь идет о том, что значимость квалиметрии образования как научно-практического направления в педагогике подтверждается актуальностью стоящих перед нею задач, в том числе обусловленных необходимостью развития квал
Читать PDF

Квалиметрия учебной компетентности студентов на основе анализа учебных текстов

Ворсина Екатерина Викторовна, Снигирёва Татьяна Александровна
В статье рассматривается квалиметрия учебной компетентности студентов. Предложен специально разработанный метод диагностики сформированности составляющих ее компетенций на основе анализа учебных текстов.
Читать PDF

Квалиметрия образовательных услуг (измерения в системе менеджмента качества вуза)

Утехин Г. , Мишнев Б.
Статья посвящена результатам исследований, проведенных в Институте транспорта и связи (TSI) по разработке и внедрению системы управления качеством образовательных услуг на основании требований международного стандрата качества ISO
Читать PDF

Педагогическая квалиметрия и ее роль в определении качества образования

Викулина Мария Анатольевна, Безукладников Константин Эдуардович
Статья посвящена рассмотрению актуальной в современном образовании проблеме оценки его качества.
Читать PDF

Квалиметрия и эдукология непрерывной профессиональной подготовки специалистов «Помогающих» профессий

Никитина Наталья Ивановна, Романова Елена Юрьевна, Гребенникова Вероника Михайловна
на современном этапе развития непрерывного профобразования специалистов «помогающих» профессий (психологов, специалистов по социальной работе, медиков и юристов социальных служб, социальных педагогов и др.
Читать PDF

Квалиметрия учебной деятельности обучающихся в Воронежском институте высоких технологий

Преображенский Ю.П., Головинова В.В., Любимов И.В.
В статье рассматриваются вопросы мониторинга знаний, навыков и умений обучающихся на примере системы качества Воронежского института высоких технологий