КВАЗИРЕЛИГИЯ

Найдено 1 определение
КВАЗИРЕЛИГИЯ
(от лат. quasi - будто бы, как бы, якобы; religare - воссоединять, восстанавливать связь) - коллективные представления и действия в отношении сакрального, имеющие подобие религии, но не воспринимаемые в обществе как религиозные с точки зрения наиболее распространенных стереотипных толкований религии. Отсутствие единого общепризнанного объяснения религии обусловливает невозможность строгого применения понятия К. Доктринам традиционных религий свойственно рассматривать в качестве К. любые неприемлемые для них мировоззренческие системы. Науки, изучающие религию, оперируют этим понятием главным образом для обозначения таких форм духовно-практической деятельности, которые не соответствуют принятым в той или иной научной парадигме определениям религии. В социологии религии также не существует единого употребления понятия К. Принятие социологами трактовки религии, данной Дюркгеймом, как системы верований и практик, относящихся к сакральным объектам и объединяющих людей в моральную общность, позволяет идентифицировать с религией самый широкий круг явлений общественного сознания, основанных на сакрализации каких-либо идей, предметов или персон. В этом случае К. может именоваться лишь то, что в действительности не связано с сакральным, но фиктивно демонстрирует наличие такой связи. Однако для объективного различения фиктивного и подлинного требуется выработка четких критериев принадлежности к религии, а эта задача пока не имеет однозначного решения. Следует добавить, что далеко не все группы, которые по дюркгеймовской трактовке могут быть названы религиозными, сами считают себя таковыми. Для представителей религиозной социологии основополагающим выступает набор смыслов, принадлежащих конкретному пониманию исповедуемой ими религии. При этом за определенным спектром других духовных систем, обладающих близкими смыслами, может признаваться право также быть религиями. Однако все, что выходит за установленный смысловой диапазон или не совпадает с ним (например, новые религиозные движения), считается неподлинной религией и может быть промаркировано понятием К. Данная ситуация вызывает принципиальный методологический вопрос о «границах» религии, т. е. об установлении достоверных и проверяемых показателей религиозной идентификации и об основаниях применения понятия К. Одной из попыток ответить на этот вопрос стала теория К., изложенная в работах американских социологов Бромли, Роббинса, Хэддена и ряда других. В коллективном труде под редакцией Артура Грейла «Между сакральным и секулярным: исследование и теория квазирелигии» (1994) К. рассматривались как некие феномены коллективного сознания и поведения участников различных нетрадиционных или неофициальных объединений, возникающие «на линии» между их секулярными (см. Секуляризация) интересами и религиозно понимаемой сакральностью чего бы то ни было. Носителями К. могут быть, например, различные группы движения New Age, культы нетрадиционные, спиритические или колдовские кружки (см. Мистика), общества анонимных алкоголиков и т. п. Несколько ранее, в статье «Исследования вдоль границы сакрального» (1993), А. Грейл отнес к разряду К. любые объединения, ставящие своей целью коренную перемену прежней идентичности, мировоззрения и образа жизни своих участников («identity transformation organizations»), независимо от наличия или отсутствия у них какого-либо сходства с привычными признаками религии.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
2.26 мб

Квазирелигия: основные подходы к определению понятия

Синявина Наталья Владимировна, Махович Елена Владимировна
Данная статья посвящена определению понятия «квазирелигия», трактовка которого в современном гуманитарном знании варьируется.
Читать PDF
16.66 мб

Поздний Гуссерль: квазирелигия разума как продуктивный тупик

Визгин Виктор Павлович
Гуссерлевская феноменология позднего периода, сформулированная в книге «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», рассматривается с позиций русской религиозной философии экзистенциального типа.
Читать PDF
0.00 байт

Современные концепции квазирелигий

Колкунова К. А.
В данной статье мы исследуем несколько маргинальную область социологии религии исследование квазирелигий.
Читать PDF
0.00 байт

Квазирелигиозность спорта

Кыласов Алексей Валерьевич
В статье рассмотрен феномен саморелигиозности (autos sacramentales) спорта, возникающей из мессианской идеи современного олимпизма и концепции его основателя Кубертена Religio athletae, представляющей собой человекопоклонничество
Читать PDF
2.03 мб

Квазирелигиозный терроризм и борьба с ним в Европейском союзе в 2001-2013 гг. : коммуникационный асп

Базаркина Дарья Юрьевна
Актуальность предлагаемой статьи обусловлена тем, что угроза терроризма, приверженцы которого используют религиозную риторику, главным образом манипулируя терминами ислама, растет во всем мире.
Читать PDF
0.00 байт

Квазирелигиозный терроризм в странах Европейского Союза: социально-политическая основа, эволюция и т

Базаркина Дарья Юрьевна
В статье анализируются социально-политические корни квазирелигиозного терроризма (КРТ) на примере таких организаций, как «Аль-Каида» и ИГИЛ (организация запрещена в РФ), динамика развития угрозы КРТ в странах Европейского Союза с
Читать PDF
0.00 байт

ВЛИЯНИЕ КВАЗИРЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: НА ОПЫТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Базаркина Д. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Теологические корни концепций квазирелигий

Колкунова Ксения Александровна
В статье анализируются существующие в западном религиоведении концепции религиоподобных явлений, в первую очередь теории квазирелигий. Различаются два подхода к изучению квазирелигий — феноменологический и социологический.
Читать PDF
63.51 кб

Подходы к исследованию квазирелигий в западном религиоведении и теологии

Колкунова Ксения Александровна
В статье предлагается изложение основных подходов к толкованию понятия «квазирелигия». Для теолога Пауля Тиллиха квазирелигии, понимаемые им как политические идеологии ХХ в.
Читать PDF
183.62 кб

Квазирелигиозные и эсхатологические основания этики сталинизма

Чеснова Е.Н., Якимова Е.Г., Мартьянов Е.Ю.
Статья посвящена рассмотрению этики сталинизма, взятой в контексте анализа ее оснований. Авторы статьи обращаются к истории становления этики в Советском Союзе как научной дисциплины.
Читать PDF
778.19 кб

Русский раскол как философское противостояние соборности и квазирелигиозности

Бобков Александр Иванович
В контексте социально-философского анализа смысла русского раскола предлагается его определение как противостояния идеи соборности и квазирелигиозной идеи Третьего Рима.
Читать PDF
675.82 кб

Рериховское движение как квазирелигиозное явление

Смирнов М.Ю., Чернеевский А.П.
Статья содержит философско-религиоведческий анализ воззрений и деятельности приверженцев учения «Живой Этики», связанного с именами Николая и Елены Рерихов. Совокупно их сообщества образуют так называемое рериховское движение.
Читать PDF
912.79 кб

Религиозный опыт этноса и квазирелигиозный опыт массы в контексте философии истории Л. Н. Толстого

Бобков А.И.
Одним из основных предметов философии Л.Н. Толстого выступает этническая субъектность, как основа этнической идентичности в истории.