ЛАССУЭЛ Гарольд Дуайт
ЛАССУЭЛ Гарольд Дуайт
(1902-1978) - амер. социолог, специалист в области политической социологии. В своей работе «Анализ политического поведения» (1947) Л. выявил роль массовых коммуникаций в формировании, распространении и воспроизводстве символики и идеологии политической власти. Данные исследования легли в основу его теории об информационно-психологическом воздействии (пропаганде), оказали значительное влияние на развитие теории СМИ в США. По Л., пропаганда представляет собой «продуманный отбор символов», распространяющихся с целью «оказать влияние на поведение масс». Основная цель заключается в том, чтобы создать такую систему пропаганды, которая была бы «незаметной», «ненавязчивой» и в то же время обладала бы большой силой воздействия.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ЛАССУЭЛ (Lasswell) Гарольд Дуайт
1902-1978) - амер. политолог, представитель бихевиористского (см. Бихевиоризм) подхода к политич. науке. С влиянием чикагской школы социологии связаны многолетние усилия Л. по созданию единой интегрированной политич. науки, ориентированной гл. обр. не на "библиотечные, а на полевые исследования, преодолевающей внутриинституциональную разобщенность и сопряженной с потребностями политич. практики. В этой связи Л. разрабатывает проблемы функционального подхода к политике (напр., большое распространение получила предложенная Л. схема анализа принятия политич. решений); использует методы соц. психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политич. поведения и пропаганды; выявляет роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политич. власти. Л. одним из первых исследует проблему количественного контент-анализа политич. (в т. ч. массовой) коммуникации; предлагает ставшую классич. в социлогии массовой коммуникации формулировку, согласно к-рой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопрос: КТО-ЧТО сообщает - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?" Согласно Л., все науки являются политич., поскольку позволяют процесс политики или поставляют данные, необходимые и самосовершенствования человечества в процессе общекосмич. эволюции. На современном этапе человеческой истории, когда под действием технологич. революций резко возрастает взаимозависимость всех форм обществ. жизни и в рез-те освоения космич. пространства человечество соотносит себя с миром в целом, начиная на практике относиться к себе как к единому организму, первоочередное значение, по Л., приобретает создание междунар. правового порядка, способного служить утверждению человеческого достоинства. Л. подчеркивает ключевое значение понимания общения людей как "открытого форума для постоянного обсуждения вопросов взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни". В этой связи новое звучание приобретают традиционные для Л. Исследования "злит" и "гарнизонного гос-ва" (понятие введено в 1937 г.). Выявляя "властвующие (правящие) элиты" (т. е. политически наиболее влиятельные группы об-ва), Л. указывает на опасность утверждения в современном мире господства идеи "гарнизонного гос-ва", т. е. об-ва, наиболее мощной группой к-рого являются специалисты по осуществлению насилия, использующие современные технич. возможности реализации власти. Противоположность "гарнизонного гос-ва" - об-во, в к-ром ведущая роль принадлежит деловым кругам; промежуточные формы - "гос-во, управляемое аппаратом партийной пропаганды", "гос-во партийной бюрократии", различн. сочетания монополий партийной и рыночной власти. Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, согласно Л., как междунар. действий, напр, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологич. развития, отказа от идеология, конфронтации при решении междунар. проблем, так и изменений внутри соц. системы. Соч.: Propagand, Communication and Public Order. Princeton, 1946; Power And Society (with A. Kaplan). В.П. Терин
Источник: Российская социологическая энциклопедия