Лассуэлл Гарольд Дуайт

Найдено 1 определение
Лассуэлл Гарольд Дуайт
(Lasswell Harold Dwight, Ласуэл Гаральд Дуайт) (1902–1978) — американский политолог, представитель бихевиористского подхода к политической науке. Под влиянием Чикагской школы социологии работал над созданием единой интегрированной политической науки, связанной с потребностями политической практики и ориентированной на полевые исследования. Использовал методы социологии, социальной психологи, психоанализа в изучении политического поведения и пропаганды. На основе эмпирических исследований выявил ключевую роль массовых коммуникаций в воспроизводстве политической власти. Уже первая книга Г. Лассуэлла «Пропагандистские техники в мировой войне» (1927) стала новаторской и принесла ему заслуженную известность. Обобщив в данной работе практику современной пропаганды, Г. Лассуэлл первым стал рассматривать ее как базовую составляющую массовых коммуникаций. Причем пропаганда, по Лассуэллу, в определенном смысле тождественна демократии, т. к. только на основе пропагандистского убеждения демократия может добиться поддержки масс, не прибегая к насилию. В 1948 г. вышла в свет статья Г. Лассуэлла «Структура и функции коммуникации в обществе». В этой работе он писал, что для определения коммуникации необходимо ответить на пять вопросов: — КТО сообщает? — ЧТО? — ПО КАКОМУ КАНАЛУ? — КОМУ? — С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?
Данная модель (в сокращенном виде S—M—C—R—E) получила название формулы Лассуэлла. По словам ее автора, такая модель была необходима, чтобы, с одной стороны, придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации, а с другой — обозначить все значимые направления в ее исследованиях. Каждый элемент формулы обозначает самостоятельную область анализа коммуникации. Поиск ответа на вопрос «Кто сообщает?» — предполагает изучение источников коммуникации; «Что сообщается?» — анализ сообщений; «По какому каналу?» — изучение средств и каналов коммуникации; «Кому?» — исследование получателей информации и аудиторий; «С каким эффектом?» — измерение воздействия и эффективности коммуникации. Сам Г.Лассуэлл внес значительный вклад во все обозначенные им области исследования. Он первым поставил и изучил проблему контроля содержания массовой коммуникации со стороны коммуникатора. В процессе отбора и подготовки сообщений к публикации в СМИ информация проходит многоэтапную фильтрацию в различных звеньях коммуникационной сети (фильтрация — процесс изменения, искажения новостей при прохождении через разные стадии журналистской обработки). Этот процесс получил название гейткипинга (от gate keeper — привратник, стражу ворот). По Лассуэллу, основным недостатком отбора новостей (гейткипинга) является его исключительно субъективный характер. Г. Лассуэлл также внес свой вклад в изучение функций массовой коммуникации в современном обществе. Он разработал типологию основных функций СМИ, которая включает: — наблюдение и сигнализацию об опасностях, угрожающих обществу; — координацию действий различных субъектов общества, реагирующих на вызовы среды; — передачу социального наследия от одного поколения к другому. С именем Г. Лассуэлла и его школой связана разработка метода контент-анализа как объективного, систематического, количественного описания явного содержания сообщений. Методологические принципы и техника количественного анализа текстов изложены ими в книге «Язык политики» (1949 г.). Лассуэлл предложил рассматривать сообщение как совокупность языковых единиц — отдельных слов, морфем (частей слов), предложений. В рамках политической пропаганды, которую он изучал, это были «ключевые политические символы», например имя вождя или политика, наименование идеологии, обозначение политического действия. Систематический подсчет и анализ знаков-символов, репрезентирумых в тексте словом, суждением, отдельным фрагментом, составляет суть метода: в ходе процедуры анализа содержания текст подвергается квантификации на такие лингвистические единицы речи, которые служат в тексте индикаторами определенных явлений действительности, идей, моделей поведения и т. д.; выделенные единицы подсчитываются, а результат выражается количественно (с помощью цифр, процентов, таблиц и другого математического инструментария). Поставив во главу угла точность и объективность количественного анализа содержания сообщений, Лассуэлл и его коллеги уделяли большое внимание валидности и надежности измерений. Надежность в контент-анализе означает инвариантность, независимость получаемых в процессе кодирования данных относительно акта кодирования. Она достигается благодаря тому, что метод, созданный Г. Лассуэллом и его коллегами, предполагает экспликацию всей процедуры анализа содержания (от разработки ка тегорий до кодирования текста). Вследствие этого различные исследователи, работающие по одной методике, получают практически одинаковые результаты. Лассуэлл и его коллеги успешно применяли разработанный ими метод на практике. Известный пример — исследование, выполненное Г. Лассуэллом совместно с Н. Лейтесом, Д. Лернером, И. де Сола Пул и др. в конце 40-х годов, посвященное анализу идеологии в периодических изданиях различных стран мира (исследование известно под названием ''World Attention Survey''). Г.Лассуэллу принадлежит и первая теория воздействия СМИ на аудиторию, в которой получили развитие взгляды представителей Чикагской школы социологии Чарльза Кули (1864 — 1929) и Роберта Парка (1864 — 1944). Следуя господствовавшим в начале ХХ века идеям бихевиоризма, Г. Лассуэлл утверждал, что аудитория, которая подвергается пропагандистскому воздействию, представляет собой совокупность пассивных индивидов, функция которых — реакция на стимулы. Для обозначения прямого, недифференцированного воздействия пропаганды на индивида Г. Лассуэлл использовал метафору «магическая пуля» (''magic bullet''): сообщение СМИ проникает в сознание аудитории как пуля в мишень, противостоять этому невозможно, как невозможно противостоять пуле. Таким образом, возможности воздействия массовой коммуникации на индивида безграничны, и аудитория всегда отвечает на это воздействие ожидаемым образом. Эта концепция Г. Лассуэлла отражала современный ему уровень развития СМИ, представленных прежде всего прессой, а также кино и радио. Гарольд Лассуэлл — наиболее видный представитель первого этапа изучения массовой коммуникации, его идеи активно разрабатываются в коммуникативистике по сей день.
Литература Lasswell H. Propaganda Techniques in the World War. N.Y.: Alfred Knopf, 1927. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas / ed. by L. Bryson. N.Y.: Harper, 1948. P.32-51. Lasswell H., Leites N. Language of Politics: Studies in Quantitative Semantic. N.Y.: Cornwall Press, 1949. Lasswell H. The Comparative Study of Symbols / H. Lasswell, D. Lerner, I. De Sola Pool. Stanford, CA: Stanford University Press, 1952. Н. Ефимова

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016