Общественный деятель и основатель субъективной школы в России. Считал, что социология теснейшим образом связана с историей, а ее предмет – формы проявления солидарности в обществе. Первые социологические труды субъективной школы о социальной деятельности личности стали началом формирования русской социологической науки и ее отличительной особенностью.
Цель исторического процесса – развитие солидарности, в ходе истории приобретающей все более разумные и целенаправленныеформы. Отсюда характерный строй социального знания, основанного на единстве материализма, антропологизма и позитивизма. Антропологизм социального знания реализуется в “субъективном методе” как основа научной разработки разумного идеала будущего общественного устройства.
Мысль реальна лишь в личности, следовательно, действительной силой исторического движения является критически мыслящая личность. При этом сущность истории – в усилении солидарности, т.е. в создании устойчивого и сбалансированного социального целого, общечеловеческой цивилизации. Ведущей силой, “органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм”. В качестве побудительных причин деятельности человека Л. называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критически мыслящих личностей начинается историческая жизнь человечества.
Социолог должен практиковать субъективный метод, т.е. уметь стать на место страждущих членов общества, а не быть бесстрастным посторонним наблюдателем общественного механизма.
С 1880-х гг., отойдя от крайностей субъективной социологии, Л. начинает рассматривать личность и как члена “коллективного организма”. В связи с этим меняется и трактовка социального прогресса, понимаемого не только как результат деятельности критически мыслящей личности, но и как “усиление и расширение общественной солидарности”, достижение которой во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности – “единственная возможная цель прогресса”. Заслугой Л. является теория личности, на основе которой им была создана первая в истории мировой науки и до сих пор во многом непревзойденная теория интеллигенции. При оценке роли интеллигенции ученый обратил внимание на ее особое положение по отношению ко всему народу не только с точки зрения выполняемой ею исторической миссии, но и в плане той ответственности, которая налагается на нее происхождением. Отсюда рождается теория неоплатного долга интеллигенции перед народом, благодаря жертвенному труду которого она получила образование и все необходимые условия для служения высшему благу.