ЛЕБРА Габриэль

Найдено 1 определение
ЛЕБРА Габриэль
(1891-1970) - французский историк, юрист, социолог, исследователь религии. Родился в семье моряка торгового флота, учился в католической школе, в 1908-1911 гг. изучал правоведение и философию в Реннском университете, в 1911-1914 гг. продолжил образование в Парижском университете. Стал католическим священником, вел преподавательскую работу, был профессором канонического права в Сорбонне. После Второй мировой войны Л. Б. был президентом Общества истории Французской церкви, консультантом по религиозным вопросам в МИД Франции. С его именем связывают развитие религиозной социологии во Франции. Обнаружившийся после Первой мировой войны явный спад религиозности населения вызвал озабоченность в церковной среде. Среди возникших инициатив по осмыслению и поиску выхода из этого состояния наиболее перспективным Л. Б. считал точное эмпирическое изучение первичных звеньев религиозной жизни - действий религиозных (обрядового поведения и пр.) на уровне приходов и диоцезов. Это должно было стать работой «изнутри», с участием клириков и активных прихожан. В 1931 г. «Журнал истории церкви во Франции» публикует статью Л. Б. «Статистика и история религии », призывавшую к детальному рассмотрению и историческому объяснению состояния католицизма в различных регионах страны.
В этой статье он изложил примерную программу составления картографии практик религиозных., адресованную 40000 католических приходов Франции. В 1933 г. Л. Б. основал журнал «Архив социологии религий» (с 1991 г. выходит под названием «Архив социальных наук о религии»). Он является автором многочисленных трудов, посвященных анализу современной ему религиозной ситуации во Франции, влиянию конфессионального фактора на политическую жизнь, а также ряда работ исторического характера. Наибольшую известность получили его исследование 1942-1945 гг. «Введение в историю религиозных практик во Франции» и двухтомник «Церковные институты средневекового христианства», вышедший в свет в 1959-1964 гг.. Основные публикации разных лет по методике социологического изучения религиозной жизни общества были собраны в двухтомнике «Этюды религиозной социологии », изданном в 1955-1956 гг. Л. Б. стоял у истоков выходящей с 1968 г. серии церковно-историографических исследований «История диоцезов Франции». Свою роль сам Л. Б. рассматривал в качестве вдохновителя и координатора обширных коллективных исследований. Его подходу было свойственно синхронное изучение как текущего положения, так и обстоятельств прошлого, предшествовавших современному религиозному состоянию Франции. Доминирующим предметом научного внимания J1. Б. всегда оставался французский католицизм. С начала 1930-х годов он настойчиво добивался проведения эмпирических и исторических исследований региональных особенностей католической церковности во Франции (по департаментам, городам и сельским населенным пунктам). Эти планы встретили поддержку католического духовенства. В 1944 г. Генеральная Ассамблея Общества истории Французской церкви с участием многих представителей епископата поручила Л. Б. обоснование и создание регистра архивов приходской и монастырской документации по всем диоцезам страны. Он использовал это занятие для проведения фундаментальной историографической работы, куда входило изучение церковных и светских статистических документов, правовых актов, вопросников для духовенства, письменных свидетельств современников и т. д. со времен эпохи Меровингов до 1930-х годов, а также установление степени достоверности корпуса этих источников. Одновременно Л. Б. проводил исследование текущей религиозной жизни французского общества. Способом получения информации в основном были анкетные опросы служителей культа религиозного. Им предлагалось сообщить о численности, демографических, социальных и профессиональных данных прихожан с указанием по группам частотности их участия в обрядах религиозных. Собранный материал соотносился со сведениями об общем состоянии социальной, хозяйственной и культурной жизни изучаемой местности. Особое внимание уделялось сельским приходам как устойчивым носителям базовых элементов религиозной традиции. Для выяснения религиозной ситуации в различных регионах страны Л. Б. впервые применил эмпирические индикаторы религиозности: посещение воскресных месс, причащение (еженедельное, ежемесячное, на Пасху), участие в жизни прихода (помощь прихожан клирикам в церковных службах и т. п.). Главным критерием уровня религиозности была избрана частотность совершения религиозных практик. Эта методика использовалась при составлении карт религиозности населения Франции. Соответственно избранным в ней критериям, различались несколько категорий верующих, по-разному относившихся к обрядовой стороне религии, - «постоянные прихожане» (регулярно практикующие обряды и соблюдающие все предписания), «сезонные прихожане» (практикующие в зависимости от возможностей, определяемых родом занятий и свободным временем), «праздничные прихожане» (практикующие по церковным праздникам), «эпизодические прихожане» (по ироничному замечанию Л. Б., посещающие церковь только «когда колокол звонит именно для них»). Отдельно отмечались «стоящие в стороне», т. е. никогда не посещающие церковь и не практикующие вовсе. Особое внимание уделялось первой категории верующих; считалось, что изменение ее удельного веса является лучшим свидетельством состояния религиозности общества и положения церкви в нем. Картограммы представляли уровни религиозности в виде концентрических кругов, образующихся вокруг ядра из «постоянных прихожан». Все показатели давались в процентном выражении. Детальная картина, на которой фиксировались очертания «очень религиозных», дехристианизированных, а также «религиозно нейтральных» или «колеблющихся» территорий сопрягалась с анализом конкретного социально-экономического и культурного положения в данном регионе страны. Полученные результаты были обобщены Л. Б. в работах «Социологический комментарий к религиозным картам Франции» и «Влияние социальных структур на религиозную жизнь во Франции».
Поскольку цель проводимых исследований носила прикладной характер - выяснить причины снижения религиозности и пути их преодоления, то важным моментом стали выводы Л. Б. об основных условиях стабилизации религиозных практик. К таковым он относил три основные действующие величины - фактор единства (способствует сплочению верующих и распространению религии), фактор потенциального кризиса (указывает на возможные опасности), фактор общесоциального порядка (устойчивость строя общественной жизни). Каждый из этих факторов имеет с южное содержание, дисфункции которого чреваты превращением их в разрушительную силу (например, первый из факторов составляют церковь, государство и цивилизация - «сбой» в каждом звене здесь ведет к разобщенности и утрате ценностной целостности). Ныне считается, что исследования Л. Б. в большей мере регистрировали динамику внешних признаков обрядового поведения, нежели отражали мотивы совершения религиозных действий и подлинное отношение их участников к религии. Однако признается, что ему удалось определить «сквозные» показатели религиозного состояния общества, которые могут быть прослежены в достаточно широком временном диапазоне. Л. Б. на практике применил дюркгеймовский принцип выявления «элементарных форм религиозной жизни» в их конкретно-историческом наполнении, выясняя близкие и отдаленные причины современного положения религии в обществе. Работы Л. Б. положили начало использованию социологии при изучении истории религий, рассмотрению религиозных традиций в историко-социологическом ракурсе. Эмпирическое подтверждение в его исследованиях получило представление о связи церковной активности с социальным положением прихожан (среди примеров Л. Б. приводит ситуацию в двух соседних поселках в Бретани, где при одинаковых характеристиках среды обитания и поло-возрастного состава равного по численности населения, преобладание мелких предпринимателей в одном из них сопровождалось строгим соблюдением институциональных предписаний религии, а наличие массы наемных рабочих в другом -явным индифферентизмом религиозным). Среди других аспектов изучения религиозной жизни общества, наблюдая которую Л. Б. высказал немало перспективных идей, были темы кризисных периодов религиозного развития (революции, войны), личных и профессиональных качеств служителей культа (духовенство, монашество), бытовой религиозности (семья, повседневный мир), мирской и набожной щедрости (пожертвования, благотворительность), религиозной и социальной функциональности церковной символики (сельские кресты и пр.). Одной из проблем, обозначившихся под влиянием взглядов Л. Б. на социологический подход к религии, стало соотношение религиозной социологии, с неизбежной для нее конфессиональной преференцией, и социологии религии, претендующей на объективность в исследовании своего предмета.

Источник: Социология религии. Словарь.