Лечебная педагогика (далее — Л.п.) — совокупность методов воспитания и обучения детей (лиц) с особыми образовательными потребностями, применяемая обычно в специальных лечебных и педагогических учреждениях (вспомогательные школы, отделения детских психиатрических больниц и др.). К лицам с особыми образовательными потребностями относятся лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — имеющие физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. К детям с особыми образовательными потребностями относятся: умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие), дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями поведения, дети с нарушениями эмоционального развития, дети с комплексными дефектами.
Л.п. — система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях лечебных учреждений. Начало Л.п. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном, И.В. Маляревским, А.С. Грибоедовым, В.П. Кащенко,
Г.И. Россолимо и др.
При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться на сохранные функции и возможности детей с ОВЗ.
Л.п. тесно связана с клинической медициной, невропатологией, психиатрией. Основные задачи Л.п.: разработка специальных групповых и индивидуальных приемов, программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка с ОВЗ. Принципы Л.п. основаны на идеях Рудольфа Штайнера, лечебно-педагогический курс которого связан с существующей уникальной жизненной реальностью ребенка, его пространственной, временной и социальной жизненной средой и с конкретными средствами.
Главный принцип Л.п. — это взаимодействие лечебного и педагогического процесса, индивидуализация обучения. При проведении коррекционно-развивающего процесса важно развивать потенциальные возможности ребенка.
При разработке специальных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов следует опираться на общие и специфические закономерности возрастного развития ребенка как в норме, так и при нарушенном развитии.
Понятие “Л.п.” тесно связано с понятием “специальная педагогика”.
Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой; далее — С.п.) — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
С.п. — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина С.п. наряду с общепедагогическими терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины “специальная педагогика” и “специальное образование” являются общепринятыми в современной международной теории и практике.
Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые включают в себя: наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционнопедагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции.
Содержание специального образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребностями. Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями. Специальные образовательные стандарты (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) — базовые нормативные документы, определяющий структуру и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. На данных стандартах основывается разработка содержания специального образования. Они отражают требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями.
С.Ю. Танцюра
Лит.: приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”; приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”; Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст (Советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии). М.: ВЛАДОС, 1997; Понятийно-терминологической словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2015; Специальная педагогика: Учебник / Под ред. Н.М. Назаровой. 11-е изд. М.: Академия, 2013.