ЛЕГИТИМНОСТЬ
legitimacy) — см. Легитимный авторитет.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Легитимность
это доверие и принятие власти общественным сознанием, оправдание еѐ действий.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Легитимность
legitimacy). Убеждение в том, что принятый политический порядок справедлив и законен.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Легитимность
характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
ЛЕГИТИМНОСТЬ
понятие, обозначающее, что у власть предержащих, кроме наглости, есть и другие основания находиться при : романтическое - "каждый из нас" и реалистическое - "редкий из нас".
Источник: Альтернативный социологический словарь
ЛЕГИТИМНОСТЬ
англ. legitimity; нем. Legitimitat. 1. Правомерность, допустимость, оправдание определенного действия на основе его соответствия общепринятым нормам и ценностям. 2. По М. Вебеpу - признание правомерности, значимости, законности соц. порядка, типа господства. См. ГОСПОДСТВО ЛЕГИТИМНОЕ. 3. По С.М. Липсету - признание полит. системы наиболее соответствующей данному обществу.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Легитимность
legitimacy), юрид. термин, означающий правомерность или законность к.-л. режима или обществ, ин-та. Пр-во легитимно, если нас. страны признает его право на власть. Основания для такого признания могут быть разными: в одних случаях Л. опирается на историч. традицию (так, сын короля признается его законным наследником), в др. — основой Л. является офиц. выраженное обществ, согласие (напр., признание Л. демократически избранного пр-ва). Подтверждение Л. необходимо и для норм., не требующего применения силы, функционирования обществ, ин-тов, напр., рыночной экономики.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Легитимность
В прямом переводе означает законность; в теории политики имеется в виду, насколько какое-либо связанное с властью или авторитетом явление, такое как общественный строй, правительство, политическое представительское собрание, закон или постановление, учреждение, организация или их руководство и т. д., признается другими и насколько их распоряжения считаются правомерными. Классик социологии Макс Вебер назвал три основных способа легитимизации власти: опора на традиции, опора на формальную законность власти и предполагаемую рациональность использования власти, а также опора на предполагаемые особые, «харизматические» свойства лица, использующего власть. См.: гражданское неповиновение. Эст.: legitiimsus.
Источник: Краткий словарь гражданского общества
ЛЕГИТИМНОСТЬ
от лат. законный, должный, правильный ) – термин, введенный в специфически социологическом смысле Вебером для характеристики социального порядка, обладающего престижем и в силу этого – фактической нормативной значимостью для социального поведения людей. Т.е., легитимность – это вера в значимость социального порядка, делающая неприемлемым нарушение его норм и требований. Легитимность социального порядка гарантируется различными способами:
1. аффективным (аффективное действие) – на основе эмоциональной приверженности данному порядку;
2. ценностнорациональным (ценностнорациональное действие) – на основе уверенности в его безусловной ценности;
3. собственно религиозным образом – на основе веры в то, что от сохранения данного порядка зависит высшее благо и спасение людей.
Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС
ЛЕГИТИМНОСТЬ
LEGITIMACY) Современная проблема легитимности — это проблема политического представительства и согласия. Проблема политической легитимности возникает с исчезновением прямых политических отношений, присущих небольшим обществам; в настоящее время она заключается в том, кто имеет право действовать в качестве представителей политической власти. Легитимность, таким образом, связана с природой политического лидерства. В классической цивилизации между «законностью» («lawfulness») и «легитимностью» не было существенного различия: легитимной была законная власть. Однако в рамках современных дискуссий о политической легитимности мораль и закон отделяются друг от друга. С позитивистской точки зрения закон определяется как приказ, подкрепленный соответствующими санкциями, тогда как его моральное содержание считается вторичным. Правительства могут обладать законным авторитетом, не будучи справедливыми с точки зрения морали. Современные теории легитимности часто являются субъективистскими, определяя легитимную власть как власть, которая считается легитимной. Одной из таких теорий, подчеркивающих значение убеждений последователей, является теория легитимности М. Вебера. С его точки зрения, существует три идеологических основания легитимности, способных наделять правителей авторитетом — традиционное, харизматическое и легально-рациональное. Вебер считал, что государство не может быть легитимировано какими-либо абсолютными стандартами, основанными на естественном праве, из этого следовало, что современное государство испытывает «дефицит легитимации», поскольку его действия выходят за пределы сферы общественного согласия. Идеи дефицита и кризиса легитимации стали весьма популярными в рамках политической социологии. См. также: Естественное право; Легально-рациональный авторитет; Харизма. Лит.: Merquior(1980)
Источник: Социологический словарь
ЛЕГИТИМНОСТЬ
лат. legitimus - законный) - в широком смысле - признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. В правоведении противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но моральной функцией оправдания прежде всего власти по критериям авторитета и целей. М. Вебер ввел понятие "признание" в социологию, преобразовав его в категорию "ориентации на другого", таким образом, признание оказалось конститутивным моментом социального действия как такового. "Ориентация на другого" как основание социального действия понимает и принимает "всеобщее" социального порядка лишь постольку, поскольку "всеобщее" признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение. Понятие "Л." оказывается необходимым для социологического исследования общества и используется Вебером при установлении типов легитимного господства, такого, которое признается управляемыми индивидами. Л., следовательно, есть не свойство социального порядка, но свойство определенного представления о нем. Процесс легитимации обнаруживает себя составляющим репрезентативной культуры (в определении Ф. Тенбрука), способствуя восприятию мира и социальной действительности как "должного". Легитимация объясняет социальный порядок, придавая когнитивную обоснованность объективированным значениям; легитимация оправдывает социальный порядок, придавая нормативный характер его практическим императивам, то есть включает когнитивный и нормативный аспекты.
Проблема Л. не есть только проблема ценности, она с необходимостью включает также и знание, а именно знание того, что и каким образом может быть сказано и сделано в культуре или сообществе. Функцию легитимации или правила признания принимает социальный универсум, впитавший различные области значений и теоретических конструкций, включающий институциональный порядок во всей его символической целостности и предполагающий возможность существования различного понимания его смысла, каждый из которых социально значим, и, следовательно, представляется легитимным определенным социальным группам, ориентирующимся на него в реальном поведении.
С.А. Радионова
Источник: Социология: энциклопедия
ЛЕГИТИМНОСТЬ
от лат. legitimus - гласный с законами, законный, правомерный надлежащий, должный, правильный) - термин применяемый в социологии для характеристики порядка социального (см.), обладающего престижем, в силу к-рого он диктует индивидам обязательные требования и устанавливает образцы поведения. В своем специфически социология. смысле введен М. Вебером, чтобы отличить "эмпирическую" Л. соц. порядка от нормативной. "Значимость" всякого данного соц. порядка, по М. Веберу, - это возможность ориентации соц. поведения (и соц. отношений) индивидов на их представление о существовании легитимного порядка. Л. оказывается, таким образом, не свойством самого соц. порядка, но свойством определенного представления о нем, отправляясь от к-рого, люди ведут себя определенным образом. устанавливая определенные отношения друг с другом. Л. соц. порядка, выражающаяся в "значимости" его норм как требований и образцов поведения индивидов, может сохраняться и при их нарушении в тех или иных отдельных случаях, коль скоро нарушители оказываются вынужденными скрывать свои проступки или преступления. Сам факт необходимости для преступника скрывать свои поступки, нарушающие соц. порядок, свидетельствует о том, что он по-прежнему "значим" в качестве легитимного, задающего норму поведения. То же происходит и в случае достаточно многочисленных "частичных проступков и нарушений, без к-рых не обходится ни один эмпирически существующий соц. порядок. Поскольку им пытаются придать вид Л.. постольку сами эти попытки свидетельствуют о том, что этот порядок сохраняет свою легитимную "значимость", по крайней мере, в определенной среде. В противоположность юриспруденции непреложными целями для социологич. понимания Л., согласно М. Веберу, нет абсолютной противоположности между легитимной значимостью соц. порядка и отсутствием таковой. Социологич. "значимость" и, соответственно, Л. каждой из нормативных систем определяется тем, в какой мере существует вероятность того, что поведение будет действительно на нее ориентировано. Веберовская концепция Л. была ассимилирована западноевропейской социологией XX в. - прежде всего социологией права и политической социологией. Ю.Н. Давыдов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ЛЕГИТИМНОСТЬ
(от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный) — юридический термин, применяемый в социологии для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу к-рого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения. В специфически социол. смысле термин «Л.» введен М. Вебером для отличия «эмпирической» Л. социального порядка, связываемой с его фактической значимостью для людей и проявляющейся в их поведении, от нормативной Л., характеризующейся формальным соответствием социального порядка законам страны (легальностью) [3]. Л. явл. не столько свойством самого социального порядка, сколько свойством совокупности фактических представлений о нем, отправляясь от к-рых люди ведут себя опред. образом, тем самым признавая его и сообщая силу соотв. законам. Поведение, основанное на Л., Вебер отличает от «простого единообразия» социального поведения, опирающегося на обычай или сочетание интересов. Порядок, представляющийся индивиду законным, содержит свое высшее требование («максиму») в самом себе, не нуждаясь во «внешнем» обосновании. По Веберу, содержание социальных отношений можно назвать «порядком», обладающим Л., в том случае, когда поведение людей ориентируется на отчетливо определяемые «максимы», имеющие практическую значимость для индивидов, считающих их обязательными и непреложными. Порядок, утверждающий собственную значимость на вере в его Л., по мн. Вебера, обладает большей устойчивостью по сравнению с порядком, основанным на одних лишь целерациональных мотивах (Целерациональное действие), или порядком, базирующимся только на обычае, привычке к опред. поведению (Традиционное действие). Л. социального порядка, выражающаяся в «значимости» его норм, требований и образцов поведения, может сохраняться в отдельных случаях и при их нарушении, если нарушители оказываются вынужденными скрывать свои проступки или преступления; сам факт необходимости для преступников скрывать свои поступки, нарушающие социальный порядок, свидетельствует о том, что он по-прежнему «значим» в кач-ве легитимного, задающего норму поведения. Л. социального порядка может быть гарантирована как внешне, так и внутренне. Внутренне она гарантируется аффективным (Аффективное действие), ценностно-рациональным (Ценностно-рациональное действие) и религ. образом. В первом случае имеется в виду чисто эмоциональная приверженность данному порядку; во втором—уверенность в его непреложности как выражении безусловных ценностей; в третьем — вера в то, что от сохранения данного порядка зависит высшее благо и спасение людей. Внешние гарантии Л. бывают условными и правовыми.
Первые гарантируют Л. социального порядка уверенностью в том, что любое отклонение от него натолкнется на порицание внутри опред. круга людей, для к-рых он считается значимым и законным; вторые — наличием специальной группы людей, исполняющих функцию охраны порядка посредством применения силы. Веберовская концепция Л. была использована представителями зап.-европ. социологии 20 в. Его идеи развивались в социологии права, социологии политики [21. В США проблематика Л. разрабатывалась в социологии Парсонса. Свое понимание проблемы Л. в социологии политики изложил Липсет, рассматривавший связь между Л. и эффективностью политической системы. В 60-е — первой половине 70-х гг. проблема «кризиса Л.» занимала большое место в неомарксистской социальной философии, напр. в работах Хабермаса [4], к-рый проблематику легитимации сводил к вопросу о критическом обществ, обсуждении ценностей, узаконивающих социальный порядок, с целью более эффективного приспособления сознания индивидов к изменяющемуся бытию. Ю. Н. Давыдов
Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.