ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

Найдено 1 определение
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
научное сообщество, образовавшееся в 60-х гг. XX в. в период «хрущевской оттепели» на базе исследования проблем отношения к труду, начатых Социологической лабораторией Ленинградского государственного университета под руководством А. Ядова и продолженных секторами АН СССР в Ленинграде в 60—70-е гг. и Институтом социально-экономических проблем АН СССР.
Формально существование Л. ш. с. т. завершилось ликвидацией академич. секторов и последующим свертыванием тематики исследований под давлением партийных органов («выжимание» из коллектива его руководства и ряда сотрудников) почти в самый канун перестройки. Неформально, как «незримый колледж», Л. ш. с. т. просуществовала до начала 90-х гг., что связано с отъездом из Петербурга ряда ведущих ее представителей и с переключением исследовательских интересов на новую проблематику постсоветской России.
Школа внесла выдающийся вклад в возрождение отечественной эмпирич. социологии и становление совр. социологии труда. Были разработаны теоретич. концепция исследований отношения к труду и диспозиционная теория саморегуляции соц. поведения личности, соответствующие методологич. и методич. подходы, ставшие своего рода образцами для многих отечественных исследователей.
Безусловным лидером Л. ш. с. т. являлся выпускник философ. факультета ЛГУ В. А. Ядов. В числе наиболее известных ее представителей были А. Н. Алексеев, О. Б. Божков, А. Г. Здраво-мыслов, В. В. Водзинская, Л. Д. Докторова, Г. И. Саганенко, A. А. Киссель. Организованный В. А. Ядовым постоянно действующий семинар Ленинградского отделения Советской социоло-гич. ассоциации способствовал появлению крупных ученых, создавших собственные научные направления, напр. С. И. Голод (социология семьи), В. Голофаст (инициатор распространения в России феноменологического направления и качеств, методов), Б. 3. Докторов (исследования обществ, мнения), С. А. Кугель (социология науки), В. Т. Лисовский (социология молодежи), B. С. Магун (проблематика потребностей и мотивации поведения), Б. М. Фирсов (социология массовых коммуникаций), И. Шкаратан (исследования соц. стратификации). Одним из наиболее эрудированных участников семинара был И. С. Кон — автор широко известных работ по социологии личности и позже всемирно признанный исследователь в социологии личности и сексологии.
Были опубликованы основополагающие труды: Ядов В. А. Методология и методы социологического исследования. Тарту, 1964; Здравомыслов А. Г. Методология и методы социологич. исследования. М., 1967; Человек и его работа / Под ред. А. Г. Здра-вомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. М., 1967; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979; Социально-психологический портрет инженера / Под ред. В. А. Ядова. М., 1977.
Идеи и подходы, содержащиеся в трудах Л. ш. с. т., многократно опробовались, тиражировались и развивались в исследованиях возникающих социологич. центров РФ, а также Балтийских республик (особенно Эстонии), Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, способствовали росту нац. социологич. кадров. Л. ш. с. т. творчески использовала и развивала достижения западной социологии в области методологии и методики социологич. исследований проблем соц. поведения, вступала в международную научную полемику. Непосредственно в трудовой сфере Л. ш. с. т. в отличие от западных концепций трудовой мотивации (напр., Ф. Херцберг) заложила свой подход к исследованию произв. поведения на основе выделения типов труда, связанных с его содержанием и характером, местом работника в разделении труда и его ролью в соц. организации произ-ва.
Школа явилась продолжателем гуманистич. традиции A. К. Гастева и психотехников 20-х гг., настаивавших не на приспособлении человека к работе, а на создании таких условий, содержания и характера труда, которые отвечали бы возможностям его самореализации. Ее особенность — совмещение социологич. и социопсихологич. подходов к проблематике труда.
Лит.: Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Кравченко А. И. Социология труда в 20 в.: Историко-критический очерк. — М.: «Наука», 1987; Ленинградская социологическая школа (1960— 1980 гг.). Материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург. 23— 25 сентября 1994 г. / Под ред. B. Костюшева, Р. Могилевского, А. Тихонова, И. Травина. — М.: Ин-т социологии РАН, 1998.
А. В. Тихонов

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.