1930) - российский социолог, философ. Ведет исследования в области истории и методологии социологии, философии истории, социологии религии, экономич. социологии. Директор (с 1992 г.) Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Соч.: Социальная природа религии. М., 1965; Лекции по социологии. М., 1969; Советский простой человек (в соавторстве). М., 1993.
ЛЕВАДА Юрий Александрович
ЛЕВАДА Юрий Александрович
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ЛЕВАДА Юрий Александрович
(р. 1930) - росс, социолог, доктор философских наук, профессор. Л. работал в различных институтах АН СССР. Один из организаторов Всесоюзного (Всероссийского) центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), с 1989 г. его зам. директора, затем по 2003 г. - директор. В начале научного пути исследовательские интересы Л. были связаны с методологией социологии, социологией религии и философией истории. Они нашли отражение в его работах «Социальная природа религии» (1965), «Новые структуры в системах социального действия» (1984). В последующем Л. обратился к изучению феномена общественного мнения, его функционирования в совр. росс, обществе, рассмотренное в исследованиях «Есть мнение: Итоги социологического опроса» (1990), «От мнения к пониманию» (2000).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ЛЕВАДА Юрий Александрович
р. 1930) - российский социолог, специалист по методологии истории и социологии, социологии религии и философии истории.
Окончил философский факультет МГУ (1952). С 1956 работал в различных институтах АН СССР. Докторская диссертация Л. (1966) была посвящена социологическим проблемам религии.
В 1969 издал "Лекции по социологии" - работу, заметно опередившую свое время, - в которых оспорил официальную точку зрения на сущность и познание социологии, на природу и массовую базу авторитарных режимов, что послужило причиной для шельмования и критики автора. После публикации в журнале "Коммунист" (1971, № 4) критической статьи Г.Е. Глезермана, В.Ж. Келле, Н.В. Пилипенко Л. был на длительное время лишен возможности публичных выступлений и публикации своих работ.
С момента организации Всесоюзного (Всероссийского) Центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в 1989 был его зам. директора, затем директором. В этот период основной интерес Л. сосредоточен на изучении феномена общественного мнения.
Основные работы: "О борьбе науки с религией в современных условиях" (1958); "Современное христианство и социальный прогресс" (1962); "Социальная природа религии" (1965); "Лекции по социологии: В 2-х т." (1969); "Проблемы использования количественных методов в социологии" (1970, соавтор); "Проблемы экономической антропологии у К. Маркса" (1983); "Новые структуры в системах социального действия" (1984); "Есть мнение!": Итоги социологического опроса" (1990); "Советский человек" (1996) и др.
Окончил философский факультет МГУ (1952). С 1956 работал в различных институтах АН СССР. Докторская диссертация Л. (1966) была посвящена социологическим проблемам религии.
В 1969 издал "Лекции по социологии" - работу, заметно опередившую свое время, - в которых оспорил официальную точку зрения на сущность и познание социологии, на природу и массовую базу авторитарных режимов, что послужило причиной для шельмования и критики автора. После публикации в журнале "Коммунист" (1971, № 4) критической статьи Г.Е. Глезермана, В.Ж. Келле, Н.В. Пилипенко Л. был на длительное время лишен возможности публичных выступлений и публикации своих работ.
С момента организации Всесоюзного (Всероссийского) Центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в 1989 был его зам. директора, затем директором. В этот период основной интерес Л. сосредоточен на изучении феномена общественного мнения.
Основные работы: "О борьбе науки с религией в современных условиях" (1958); "Современное христианство и социальный прогресс" (1962); "Социальная природа религии" (1965); "Лекции по социологии: В 2-х т." (1969); "Проблемы использования количественных методов в социологии" (1970, соавтор); "Проблемы экономической антропологии у К. Маркса" (1983); "Новые структуры в системах социального действия" (1984); "Есть мнение!": Итоги социологического опроса" (1990); "Советский человек" (1996) и др.
Источник: Социология: энциклопедия
ЛЕВАДА Юрий Александрович
(1930-2006)-российский социолог, специалист по методологии социального познания и изучению общественного мнения. Окончил философский факультет (1952) и аспирантуру (1955) Московского государственного университета (МГУ). С 1956 г. работал в академических учреждениях АН СССР. Занимался изучением социальных процессов в Китае, что привело его к проблематике теории общества и способствовало знакомству с социологией Вебера и других зарубежных исследователей. Тогда же JT. обратился к проблемам научного исследования религии («О борьбе науки с религией в современных условиях», 1958). В 1960 г. он перешел в Институт философии АН СССР, где продолжил разработку вопросов социально-философского изучения религии («Современное христианство и социальный прогресс», 1962) и социологического подхода к ней (статья «Основные направления буржуазной социологии религии», 1963), защитил докторскую диссертацию «Социологические проблемы критики религии» (1964). В дальнейших работах Л. высказывалась необходимость самостоятельного развития теории и методологии советской социологии религии (статьи «Социология и религия», 1964; «Марксистская социология и религия», 1965). Обобщением этих взглядов стал труд Л. «Социальная природа религии» (1965). По его мнению, любые религиозные явления обусловлены социально, а следовательно, религия должна изучаться в рамках социологии. В работе содержался анализ положений и методов зарубежных теорий религии, она пополнила научный оборот советского обществоведения рядом идей представителей западной социологии религии - от Дюркгейлш до Ваха, Глока и Ле Бра. Основную свою задачу автор видел в привлечении внимания к методологическим проблемам исследования религии: природе религиозного отчуждения, структуре культа религиозного, месту и роли религиозных идеологий в общественном сознании, социальным факторам секуляризации. Появление этой монографии вызвало критическую реакцию партийно-идеологических инстанций, указавших на увлечение автора немарксистскими концепциями религии в ущерб положениям исторического материализма. Взгляд на религию как на социальный институт, объективно обусловленный и имеющий свою функциональность в обществе, расходился с ее санкционированной интерпретацией как пережитка и «опиума для народа». Освоение достижений зарубежной социологии могло происходить только при обязательной критике «чуждых идеологических позиций», отсутствие которой также вызвало порицания в адрес Л. В 1967-1972 гг. Л. заведует сектором в Институте конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН СССР, преподает в МГУ. Содержание изданного в 1969 г. учебного курса «Лекции по социологии» стало предметом новой идеологической критики Л. -за «абстрактное изложение» материала в отрыве от практики коммунистического строительства, заимствования теоретических положений буржуазной социологии, «искаженное представление » о жизненных ориентациях человека советского общества (в их числе Л. назвал стремление к приобретательству, продвижению по службе, получению образования). Вынужденный оставить ИКСИ и преподавание в МГУ, он в 1972-1987 гг. работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, изредка публикуя в это время отдельные работы (статья «Игровые структуры в системах социального действия», 1984 и др.). С 1988 г. Л. занимается аналитикой социальных процессов как заведующий отделом и директор Всесоюзного (ныне Всероссийского) центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Иод его руководством в конце 1980-х годов проводится исследование образа жизни и умонастроений людей в советском обществе последнего десятилетия «Советский простой человек» («“Есть мнение!” Итоги социологического опроса», 1990; «Уходящая натура? “Человек советский”: предварительные итоги», 1992). Одним из итогов стал вывод о том, что общественная готовность к принятию различных нововведений в период социальных трансформаций 1990-х годов возникла не столько из осмысленного уверенного выбора новых порядков, сколько из стихийного отвержения прежних, ставших дисфункциональными. Опросы общественного мнения, проводившиеся Л. в рамках деятельности ВЦИОМ и в отделившейся позднее исследовательской организации «Левада-Центр», в целом подтвердили этот вывод уже относительно российского общества на рубеже XX и XXI вв. Касательно религии это свидетельствовало, что наблюдаемый быстрый рост количественных показателей идентификации религиозной в большинстве случаев является следствием отказа от дискредитировавшей себя коммунистической идеологии, как альтернатива ей, но в гораздо меньшей степени - результатом осознанной потребности в следовании духовному опыту религий.
Источник: Социология религии. Словарь.