ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен
1857-1939) - франц. этнолог и социолог, исследователь менталитета людей примитивных об-в, роли мистики и символов в сознании и поведении человека. Соч.: Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
(10.04 1857, Париж — 13.03.1939, там же) - франц. философ-позитивист, психолог, социолог, этнограф, испытал влияние школы Дюркгейма. Полемизируя с Тайлором и др. эволюционистами, Л.-Б. полагал, что различ. социальным структурам свойствен специфический тип мышления. Л.-Б. утверждал, что над мышлением в «низших об-вах» довлеют «коллективные представления», отражающиеся в обычаях, обрядах, религии, мифологии, языке, социальных ин-тах и т. д. Обнаружив, что логика первобытных людей отличается от логики совр. человека, он назвал мышление членов первобытного коллектива «мистическим», или «дологическим» (prelogique), поскольку оно не подчиняется четырем осн. законам формальной логики, зато подвластно закону «партиципации», в соответствии с к-рым все предметы и явления обладают свойством «единосущности», т. е. могут быть одновременно самим собой и чем-то иным и существовать в разных временных и пространственных измерениях. Что же касается индивидуального мышления первобытного человека, то Л.-Б., отмечая, что в его основе лежит практический опыт, признавал за ним все законы совр. логики, а также способность к развитию, зависящую от роста знаний. Вместе с тем он находил, что дологическое мышление проявляется в таких сферах совр. обществ, жизни, как религия, мораль и т. д. Концепция Л.-Б. оказала влияние на юнгианское «глубинно-психологическое» направление в психоаналитической школе, к-рое выводило архетипы «коллективного бессознательного» из «первобытного мышления». Ее влияние сказывается также в социологии Шелера и Гурвича. Н. Т. Кремлев

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен
1857-1939) - французский философ, антрополог и социолог. Профессор Сорбонны (с 1904). Был близок к школе Дюркгейма . Один из создателей Института этнологии в Парижском университете (1926). Наибольшую известность Л.-Б. принесли исследования в области психологии мышления "примитивных народов".
Л.-Б. опирался на разработанное в рамках школы Дюркгейма понятие о "коллективных представлениях". По Л.-Б., они конституируют особый субъект, отличный от индивидуального сознания. "Коллективные представления" имеют свои собственные законы развития. С его точки зрения в различных социокультурных системах существуют специфические формы "коллективных представлений". Л.-Б. подверг резкой критике положения Тайлора и Фрезера об одинаковости мышления людей на всех стадиях исторического развития человечества. Их главной ошибкой, с его точки зрения, было отождествление индивидуального и коллективного уровней мышления. Ссылаясь на многочисленные факты Л.-Б. утверждал, что "коллективные представления" примитивных народов существенно отличаются от мышления современных народов. Эти отличия выражаются в тесном переплетении мышления с эмоциями, мистицизме, отсутствии стремления к объяснению мира. Для первобытного мышления характерны не логические законы современности, а законы пратипации (сопричастности), согласно которым субъект может быть одновременно самим собой и еще каким-либо существом, в другом пространстве и времени. Такой тип мышления Л.-Б. предлагал называть "дологическим", обращая внимание при этом на то, что оно не является нелогическим или антилогическим, а просто подчиняется своим собственным законам. Одновременно он подчеркивал, что "дологический" тип мышления характерен исключительно для коллективного уровня, а индивидуальное мышление представителей примитивных народов тождественно современному европейскому. Кроме этого Л.-Б. считал, что "дологические" коллективные представления продолжают существовать и в современном обществе в форме религии, моральных понятий и обычаев там, где существует потребность в живом общении с окружающим миром, которое не может заменить современная наука.
Концепция Л.-Б. была подвергнута критике со стороны ряда известных антропологов, в том числе У. Риверса, Малиновского , Боаса за чрезмерный схематизм и определенную тенденциозность при характеристике форм мышления неевропейских народов. Основные сочинения: "Мораль и наука о нравах" (1903); "Первобытное мышление" (русск. изд., 1930); "Ментальные функции в неразвитых обществах" (1910); "Сверхъестественное в первобытном мышлении" (1931); "Первобытная мифология" (1935) и др.
П.В. Терешкович

Источник: Социология: энциклопедия

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
(1857-1939) - французский философ, психолог и социолог, профессор парижского университета Сорбонна. Окончил Высшую нормальную школу в Париже. Изучал историю философской и социальной мысли («Германия после Лейбница. Очерк развития немецкого национального сознания в 1700-1848 годах», 1890; «Философия Якоби», 1894; «Философия Огюста Конта», 1900 и др.). Сотрудничал с Дюркгеймом и другими представителями «французской социологической школы», публиковался в «Социологическом ежегоднике» («Умственные функции в низших обществах», 1910). Совместно с Моссом участвовал в создании Института этнологии при Парижском университете (1925). После Первой мировой войны основным направлением его научной деятельности стало развитие теории гетерогенности цивилизованного и примитивного мышления («Примитивное мышление», 1922; «Душа первобытного человека », 1927; «Сверхъестественное и естественное в примитивном мышлении», 1931; «Первобытная мифология», 1935; «Мистический опыт и символы у примитивов», 1938). Переводы трудов Л.-Б. (под названием «Первобытное мышление» и «Сверхъестественное в первобытном мышлении») впервые были изданы в СССР в 1930-х годах и оказали определенное влияние на взгляды многих советских этнографов, психологов, социологов, исследователей мифологии и религии. Исходным положением теории Л.-Б. стал тезис «французской социологической школы» о коллективных представлениях, т. е. о социально обусловленных категориях мышления, понятийной картине мира, верованиях и т. п. Коллективность означает, что индивидам присущи такие умственные функции, которые можно объяснить только из их совместного бытия. Если мышление имеет социальную природу, а формы социального устройства очень различаются между собой, то ментальные операции в обществах, пребывающих на разных стадиях развития, не могут быть тождественны. В ментальности каждого общества выражен присущий ему тип социальной структуры. Л.-Б. критически отнесся к идее поступательной преемственности общественного сознания и его эволюционистским трактовкам (в духе учения Спенсера). Умственный строй «низших» обществ имеет качественное отличие от умственного строя цивилизованных народов. Л.-Б. именует его примитивным мышлением, но замечает, что это не означает меньшей развитости, чем у цивилизованного мышления. Он предполагал, и старался обосновать это на богатом историко-этнографическом материале, что речь должна идти о разных стратегиях сознания. Примитивное мышление обусловлено непосредственной интегрированностью людей в природную и социальную среду. Такая жизненная «слиянность» создает устойчивые ощущения всеобщей взаимной сопричастности («партиципации») человеческого и природного, недифференцированные восприятия и представления о мире. Реальность предстает мышлению в мистическом (см. Мистика) качестве как единство действительного и воображаемого (но не менее достоверного). Мистичность окружающего мира придает мистическую направленность мышлению. Коллективное сознание вполне обходится без рационально-аналитических процедур формальной логики. Оно «пралогично» (prelogique) -способно к установлению причинно-следственных зависимостей, но производит это вне объективной связи явлений. Причина здесь может быть тождественна следствию, предшествующее и последующее чередуются в одной синхронной плоскости, пространство воспринимается овеществленно.
В таком мышлении отсутствуют иерархические вертикали понятий - от конкретных до максимально абстрактных, вследствие чего классификации осуществляются с помощью предметных представлений. Не существует в нем и артикулированного различения естественного и сверхъестественного - одного из существенных признаков религии. Мистические «партиципации» не столько объясняются, сколько переживаются. Чудодейственное и реальное образуют единое состояние бытия, без выделения трансцендентных сущностей. Это состояние наиболее точно описывается понятием мифа. В примитивном мышлении, замечает Л.-Б., «мифический мир» хотя и переживается как отделенный от нашего, принадлежащий периоду, когда «еще не было времени», но все же не воспринимается находящимся в совершенно ином месте, вне пределов обитания людей. Миф выступает как образование, в котором профанное и сакральное, субъективное и объективное соприсутствуют в нерасчлененной форме. Мифологическое сознание исключает идею сверхъестественного как чего-то внеположного человеческому бытию. Однако в индивидуальном мышлении людей всегда присутствует также и отражение практического опыта, здравый смысл, рациональная мотивация. В цивилизованном обществе именно эти черты формируют доминирующую стратегию сознания. Но влияние коллективных представлений полностью не утрачивается, поскольку остаются такие сферы общественной жизни, где они наиболее точно передают фундаментальные потребности людей. К этим сферам Л.-Б. относил прежде всего мораль и религию. В них коллективные представления уже отделены от эмоционально-чувственных переживаний, профанное и сакральное иерархизированы, существует даже определенная свобода индивида в выборе той или иной духовной системы. Теория Л.-Б. периодически подвергается критике за якобы неоправданное размежевание двух форм мышления у человечества, одной - пралогической, другой - логической. Однако сам он рассматривал и то, и другое как «различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, быть может всегда, в одном и том же сознании».

Источник: Социология религии. Словарь.