ЛЕВИ-СТРОС Клод

Найдено 1 определение
ЛЕВИ-СТРОС Клод
(1908-2009) - французский этнолог и социолог. Родился в Брюсселе, внук раввина. Получил философское образование в парижском университете Сорбонна. В молодости увлекался трудами Маркса, участвовал в социалистическом движении. Вел занятия в ряде французских учебных заведений, в 1935 г. был приглашен бразильским университетом в Сан-Паулу для преподавания социологии. В Бразилии участвовал в этнографических экспедициях по изучению аборигенов бассейна Амазонки. Во время Второй мировой войны переехал в США, до 1947 г. читал лекции но социологии в Новой Школе социальных исследований (Нью-Йорк). Вернувшись в 1948 г. во Францию, Л.-С. работает в научных центрах по этнологии, возглавляет (до 1959 г.) кафедру религий бесписьменных народов в парижской Школе высших исследований. В 1960- 1982 г. был профессором Коллеж де Франс, где заведовал кафедрой социальной антропологии. Там же он создал Лабораторию социальной антропологии, организовывал экспедиционную и научную деятельность по изучению культуры, мифов и ритуалов различных регионов мира. В 1973 г. был избран членом Французской Академии. Тему религии Л.-С. рассматривает в контексте своего понимания культуры как универсального атрибута человеческого бытия. По его представлению, культурам различных обществ свойственны сходные признаки и примерно одинаковые принципы организации. Религия, так же как и мифология и другие духовные образования, является элементом культурной системы. Для ее понимания требуется анализ структур мышления и социальной жизни, обнаружение «законов порядка», лежащих в основе разнообразия верований и институтов религиозных. Наибольшее внимание Л.-С. уделил ранним формам взаимодействия духовного и материального начал в жизни общества - мифам, тотемизму, ритуалам дарения и обмена и пр., полагая в них истоки последующей эволюции к религиозным, правовым, экономическим, социально-политическим структурам. Эти вопросы исследовались им в диссертации «Элементарные структуры родства» (1947), в работах «Неприрученная мысль» (1962), «Отношение симметрии между ритуалами и мифами соседних народов» (1971), четырехтомном описании верований индейцев Северной и Южной Америки «Мифологики» (1964-1971), в сборниках научных произведений «Структурная антропология» (1958), «Структурная антропология. Вторая» (1973), «Взгляд издалека» (1983) и других трудах. В своих исследованиях и выступлениях Л.-C. неоднократно обращался к взглядам Дюркгейма, Леви-Брюля, Мосса, полемизируя с какими-то из них, но в целом опираясь на выработанные этими учеными подходы к изучению общества и культуры. Л.-C. принадлежит концепция, согласно которой примитивному мышлению («неприрученной мысли») изначально присуща логичность, и оно совершает такие же операции, что и «позитивная» логика цивилизованного человека. По его мнению, содержание сознания состоит из набора представлений, значение которых определяется контекстом, семантическим полем внешней среды, но отношения между которыми постоянны и могут получаться одно из другого, подобно математическим преобразованиям. Такие преобразования происходят в различных направлениях, заданных ассоциативно выраженными принципами оппозиции, корреляции или аналогии. В мышлении примитивных обществ все эти свойства присутствуют. Посредством преобразовательных операций осуществляется перевод жизненных противоречий, выходящих за пределы прямого представления, в более доступный восприятию образный ряд. Тогда оказывается возможным разместить между противоположностями некий «средний член», символически сочетающий признаки полярных состояний. Образы-медиаторы замещают противоречивую реальность и создают инвариантную ей, но уже гармонизированную структуру. В этой структуре чувственные образы взаимодействуют, координируются, объединяются в систему. Устанавливается причинно-следственный способ связи между ними, т. е. своего рода логика. От научной логики она отличается не характером операций, а только содержанием того, что подвергается анализу. Выражением данной структуры мышления является мифология.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
68.71 кб

Клод Леви-Стросс (1908-2009)

Гарбовский Н.
Читать PDF
115.77 кб

Клод леви-стросс: тот, кто ставил правильные вопросы

Иванова С. В.
Читать PDF
335.74 кб

КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС И ПРОБЛЕМА "СИНХРОНИЧЕСКОГО" ВРЕМЕНИ

Шубрт Иржи
Человеческое общество существует в двух временн ы х плоскостях. Астрономическое время является равномерным, однородным, квантитативным и непрерывным.
Читать PDF
76.81 кб

Памяти Клода Леви-Строса (28. 11. 1908 - 31. 10. 2009)

Островский Александр Борисович
В статье (некрологе) прослеживаются основные этапы, вехи жизненного пути великого ученого, дается краткий очерк его методологического, теоретического вклада в антропологическую науку и его научно-организаторской деятельности по ра

Похожие термины:

  • ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД

    (р. 1908) - фр. социолог, один из видных представителей структурализма. В его работах «Структурная антропология» (1958); «Мысль дикаря» (1963) понятие «культура» равноценно понятию «общество». По Л.- С., разу