индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью - ни в одну из них.
Личность маргинальная
Личность маргинальная
Маргинальная личность
Маргінальна особистість. Marginal person. Личность, поставленная в условия выбора между двумя разными культурами, среди которых она живет и в них участвует, но неспособная этот выбор сделать.
Личность маргинальная
индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью - ни в одну, занимающий в силу этого неустойчивый социальный статус, вследствие чего чаще других вовлекается в социальные конфликты.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Маргинальная личность
(от лат. margo – граница, край, окраина), человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных этносов. Он не может окончательно порвать (даже, если ему будет дана такая возможность) со своей прошлой жизнью и её традициями и поэтому никогда не будет полностью принят в новое общество, в котором он пытается найти для себя место. М.л. – человек, стоящий на рубеже двух культур, двух этносов и двух обществ, которые никогда полностью не совпадут. По сути, М.л. постоянно находится в промежуточном, пограничном этническом состоянии, т.е. «принадлежит» одновременно двум этническим культурам. В таком состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворённость. Поскольку главная особенность М.л. и состоит в том, что ни с одной из культур – «старой» или «новой» – она себя полностью идентифицировать не может, то для неё зачастую характерен внутренний конфликт, связанный с этнической идентичностью.
М.л. является продуктом миграционных процессов (см. миграция), в результате которых человек, определённой культуры, вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли и образ жизни.
М.л. является продуктом миграционных процессов (см. миграция), в результате которых человек, определённой культуры, вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли и образ жизни.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
ЛИЧНОСТЬ МАРГИНАЛЬНАЯ
1) личность, к-рая отвергает об-во, либо оказывается им отвергнутой; 2) состояние личности, оказавшейся в рез-те обществ, развития на границе двух культур. Л.м. принимает участие во взаимодействии этих культур, но не присоединяется полностью ни к одной из них. Маргинальный тип личности возникает, прежде всего, при миграциях. Маргиналами можно назвать так же людей, вступающих в межнациональные браки. Понятие «маргинальная личность» предложено американским ученым Парком. Л.м. — обозначение пограничного положения личности по отношению к какой-либо соц. группе или соц. общности, что оказывает опред. влияние на ее функционирование в об-ве и психологическое состояние. Типичные маргиналы появл. в условиях жесткой урбанизации. Данный тип личности становится доминирующим в «промежуточных», переходных обществах. Л.м. — так называют тип личности, оказавшейся на «окраине», на «обочине» или за рамками характерных для данного об-ва соц. структур или господствующих соц. норм и политических традиций. Примером может послужить миграция сельских жителей в город, не сопровождающаяся развертыванием соц. инфраструктуры. В рез-те потери связи с деревенской жизнью и неполноценного включения в городскую социальную жизнь возникает типичная маргинальная, «промежуточная субкультура».
Лит.: 1)ДжериД., ДжвриДж. Маргинальность//Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. М., 2000; 2) Маргиналы ность // Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. 3) Маргинальность // Краткий словарь по социологии. М., 1998. 4) Руткввич М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования. 1992. № 2. 5) Стариков Е.Н. Маргиналы //В человеческом измерении. М., 1989. И.В. Морозова
Лит.: 1)ДжериД., ДжвриДж. Маргинальность//Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. М., 2000; 2) Маргиналы ность // Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. 3) Маргинальность // Краткий словарь по социологии. М., 1998. 4) Руткввич М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования. 1992. № 2. 5) Стариков Е.Н. Маргиналы //В человеческом измерении. М., 1989. И.В. Морозова
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
(от лат. margo — край) — понятие, употребляемое в зап. социологии для выделения и анализа специфических, противопоставляемых общественно-нормальным, отношений «социальный субъект—социальная общность». Категория М. л. введена амер. социологом Р. Парком во второй половине 20-х гг. 20 в. для обозначения социально-психологических последствий неадаптации мигрантов (иммигрантов) к требованиям урбанизма как образа жизни. Как самостоятельная социол. концепция М. л. разрабатывается в 30-е гг. Э. Стоунквистом с сугубо культурологических позиций: стремясь интегрировать в «доминирующую группу» об-ва, члены «подчиненных групп» (например этнические меньшинства) приобщаются к ее культурным стандартам; формирующиеся таким путем «культурные гибриды» неизбежно оказываются в «маргинальной» ситуации—на краю как доминирующей группы, никогда их полностью не «принимающей», так и группы происхождения, отторгающей их как отступников. М. л. по происхождению — расовый гибрид, культурная самоидентификация к-рого объективно не может быть целостной, однозначной. Стоунквист считал, что в зависимости от обстоятельств М. л. может играть роль лидера социально-политических, националистических по своему характеру движений или же влачить существование вечного изгоя.
В совр. немарксистской социологии сосуществуют две осн. т. зр. на социальную сущность М. л. Зап.-европ., в частности, франц., исследования маргинального типа личности, уделяя опред. внимание его поведенческим особенностям — девиации, пассивности (или же, напротив, агрессивности), аморальности и т. д.— проявляющимся на уровне межиндивидуальных отношений, ориентируются на изучение объективных социальных предпосылок формирования данного типа личности. Так, Ж. Кланфер отмечает маргинализирующий фактор «исключения» национальным об-вом своих членов, вне зависимости от того, соответствуют или нет их ценностные установки и поведение универсальным нормам и ценностям. Осн. предпосылка маргинальности («одиночества», утраты индивидом социальных связей), по Кланферу,— бедность, тесно связанная с безработицей. В амер. социологии сохраняются традиции номиналистического подхода к проблеме М. л. с выраженной ее психологизацией. «Маргинальная личность — индивид, к-рый, интериоризировав многие ценности двух или более конфликтующих социокультурных систем, типически испытывает дискомфортные чувства и часто проявляет поведение, превращающее его в своего рода анафему для всех систем» [1, 193]. В. И. Поляков
В совр. немарксистской социологии сосуществуют две осн. т. зр. на социальную сущность М. л. Зап.-европ., в частности, франц., исследования маргинального типа личности, уделяя опред. внимание его поведенческим особенностям — девиации, пассивности (или же, напротив, агрессивности), аморальности и т. д.— проявляющимся на уровне межиндивидуальных отношений, ориентируются на изучение объективных социальных предпосылок формирования данного типа личности. Так, Ж. Кланфер отмечает маргинализирующий фактор «исключения» национальным об-вом своих членов, вне зависимости от того, соответствуют или нет их ценностные установки и поведение универсальным нормам и ценностям. Осн. предпосылка маргинальности («одиночества», утраты индивидом социальных связей), по Кланферу,— бедность, тесно связанная с безработицей. В амер. социологии сохраняются традиции номиналистического подхода к проблеме М. л. с выраженной ее психологизацией. «Маргинальная личность — индивид, к-рый, интериоризировав многие ценности двух или более конфликтующих социокультурных систем, типически испытывает дискомфортные чувства и часто проявляет поведение, превращающее его в своего рода анафему для всех систем» [1, 193]. В. И. Поляков