ЛИЧНОСТИ социологические концепции

Найдено 1 определение
ЛИЧНОСТИ социологические концепции
собирательное понятие, объединяющее целый ряд достаточно различ. теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. Такая трактовка проблемы ведет к рассмотрению личности как объекта исключительно социол., и никакого др., анализа. Корни данной позиции уходят глубоко в историю и встречаются у мн. авторов. В развитом виде Л. с. к. оформились во второй половине 19— начале 20 в. К ним относятся ныне зеркального «Я» теория, ролевая теория, отдельные ветви необихевиоризма в социологии, теории референтной группы, установки и нек-рые др. В зеркального «Я» теории (Кули, Дж. Mud) Л. рассматривалась как функция, производное от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стержень личности, самосознание,— не что иное, как рез-т социального взаимодействия, в ходе к-рого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами др. людей. Тем самым Л. трактовалась как объективное кач-во, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Близкие взгляды отстаивались сторонниками ролевой теории (Р. Линтон, Морено, Парсонс и др.): Л. есть функция от той совокупности социальных ролей, к-рые исполняет индивид в об-ве.
Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то Л. тем самым есть производное от совокупности тех групп, в к-рые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, т. обр., становится Л. Общая мысль о том, что Л. есть рез-т научения человека правилам жизни и поведения в об-ве («социальное состояние» человека), наиболее последовательно была выражена в необихевиоризме, к-рый трактовал Л. как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Допускалось, что Л. может быть связана с нек-рыми промежуточными переменными несоциологического характера, однако они не признавались предметом подлинно научного анализа. В теориях установки социальной Л. рассматривалась как рез-т тех подчас неосознанных установок, к-рые формирует об-во самим фактом постоянного повседневного воздействия («давления») на индивида. Накапливая разнообразные установки, человек привыкает быть Л. Y него складывается принципиальная установка на то, чтобы быть Л. Ряд ответвлений Л. с. к. связан с подходом к Л. как к совокупности социогенных потребностей и ориентации, формируемых об-вом. Развиваясь, об-во порождает новые разнообразные потребности, за счет к-рых идет развитие Л. Потребности могут задаваться как об-вом в целом, так и отдельными социальными группами, к к-рым хочет принадлежать и к-рые предпочитает индивид. За счет этого существует вариабельность Л. Диалектика развития взглядов на Л. идет по пути преодоления упрощающих Л. схем к ее системному пониманию, к-рое, не абсолютизируя, включало бы рациональные элементы максимально большого числа социол. концепций Л. Д. В. Ольшанский

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.