исследуют один из механизмов групповой интеграции, объединяющий действия группы вокруг индивида или опред. части группы, к-рые играют роль руководителя. Тип Л. связан с природой обществ, строя, характером группы и конкретно-исторической ситуацией. Проблема Л. привлекала к себе внимание на протяжении веков. Геродот, Плутарх и др. античные историки ставили в центр исторических повествований действия выдающихся лидеров — монархов, полководцев. Н. Макиавелли рисовал образ лидера-государя, к-рый любыми средствами достигает политических целей. Волюнтаристское понимание Л. в бурж. обществоведении развивали Т. Карлейль, Р. Эмерсон. Для Ницше стремление к Л.— проявление «творческого инстинкта» человека; лидер вправе третировать мораль — оружие слабых. Для Тарда подражание последователей лидеру — осн. закон социальной жизни.
По Фрейду, подавленное либидо может переходить в стремление к Л. Массы нуждаются в лидере, аналогичном авторитарному отцу семейства. По А. Адлеру, стремление к Л.— компенсация чувства неполноценности личности. Мн. исследования Л. опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером (Л. традиционное, бюрократическое, харизматическое). В совр. бурж. социологии проблема Л. обычно переводится в план эмпирических исследований в малых группах, выявляющих психологические и социально-психологические аспекты Л. Наиболее распространены в совр. зап. социологии концепции Л. в малых группах — «теория черт» (Л.— феномен, рождаемый специфическими чертами лидера), «ситуационная теория» (Л.— функция ситуации), теория определяющей роли последователей (Л.— функция от ожиданий ведомых, принимающих или отвергающих лидера), реляционная теория, требующая учитывать при исследовании Л. как черты лидера и специфические условия, в к-рых он действует, так и характер группы и ее членов. Изучение Л. направлено на разработку методов эффективного Л. и отбора лидеров. Созданы психометрические и социометрические тесты и методики {Левин, Морено, Г. Дженнингс), применение к-рых дает опред. рез-ты. По стилю различают авторитарное Л., предполагающее единоличное направляющее воздействие, и демократическое Л., вовлекающее членов группы в управление ее деятельностью. Различают формальное Л., связанное с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями, и неформальное Л., возникающее на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо дополняют друг друга в лице авторитетного лидера, либо вступают в конфликт, причем в этом случае эффективность организации снижается.
Особое значение имеет проблема политического Л. В бурж. социологии получили распространение эмпирические исследования политического Л., но отсутствует его научная теория. Нередко рез-ты исследований Л. в малых группах экстраполируются на все об-во, при этом из поля зрения социолога выпадают классовые отношения. Г. К. Ашин
195.97 кб
Современные подходы к теории лидерства
Приведен анализ теоретических концепций лидерства, применяемых в современной де ловой и научной литературе по менеджменту и предпринимательству.